Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В настоящее время потребность Китая в газе оценивается примерно в 100 млрд кубометров в год, и большей частью он сам обеспечивает себя этим видом топлива. Электричество в КНР вырабатывается в основном с использованием угля, так что газовый рынок как таковой еще только формируется. Однако Пекин сознает неизбежность роста потребления газа – экологически более чистого и эффективного энергоносителя. Согласно правительственным планам, к 2030 г. потребление голубого топлива увеличится до 300 млрд кубометров. На деле же, учитывая постоянное опережение Китаем всех прогнозов, этот уровень может быть достигнут гораздо раньше.
Поэтому китайские энергетики всерьез занялись расширением каналов поступления газа. Недавно Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) озвучила планы увеличения пропускной способности газопровода "Центральная Азия – Китай". Эта труба протяженностью 7 тыс. км (из них более 5 тыс. км проходят по территории КНР) к 2015 г. должна будет поставлять в Поднебесную 55 - 60 млрд кубометров газа. При том, что в этом году по ней будет поставлено от силы 20 млрд кубометров, а в 2012 г. планируется довести объемы поставок до 30 млрд кубометров. Но к 2014 г. CNPC намерена проложить уже третью нитку газопровода. Однако далеко не факт, что основной поставщик - Туркмения - даже с помощью Узбекистана и Казахстана, по территории которых проходит газопровод, сможет обеспечить наполнение этой трубы. Эксперты полагают, что 30 млрд кубометров - это предел возможностей ее экспорта в восточном направлении.
С недавних пор Поднебесная стала закупать сжиженный газ из Персидского залива и Австралии. В частности, с Катаром заключены долгосрочные контракты на поставку, в общей сложности, 5 млн т СПГ в год. Однако пока сжиженный газ не играет заметной роли в энергобалансе страны, и вряд ли ситуация изменится в обозримом будущем: импорт СПГ ограничен возможностями его производства в странах-экспортерах и регазификации в портах КНР. Впрочем, год назад Пекин объявил о планах увеличить импорт сжиженного газа в восемь раз: к 2020 г. Китай будет закупать его в объеме 46 млн т ежегодно. Однако и в этом случае СПГ покроет лишь четверть роста потребностей страны в газе.
Поднебесная пытается увеличить и внутреннюю добычу газа. По этой причине она спорит с соседями (Японией, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Брунеем) о территориальной принадлежности островков Южно-Китайского моря (Парасельских и Спратли), где на шельфе выявлены (хотя пока не доказаны) крупные запасы углеводородного сырья. И, конечно же, Пекин обратился к модной сейчас теме добычи сланцевого газа. Оценки запасов этого вида сырья в Поднебесной разнятся от 15 до 30 трлн кубометров, что в любом случае делает ее одной из крупнейших "сланцевых держав" (для сравнения: в США запасы сланцевого газа составляют 28 трлн кубов).
Правда, китайский сланцевый газ находится на большей глубине, и поэтому добывать его гораздо труднее. К тому же КНР пока не располагает ни технологиями, ни достаточным количеством специалистов для промышленной добычи этого ископаемого. Тем не менее, заимствуя американский опыт и привлекая частные инвестиции, Китай намерен форсировать развитие этой отрасли. И успехи уже есть: в августе этого года CNPC начала экспериментальную добычу из первой в Китае скважины сланцевого газа.
Что же касается российско-китайского газового сотрудничества, то оно пребывает в подвешенном состоянии. Переговоры ведутся уже почти десять лет, российская сторона давно озвучила свои планы строительства двух газопроводов в Поднебесную (мощностью почти по 70 млрд кубометров в год каждый), однако в практическую стадию эти проекты так и не перешли. Дело уперлось в цену. Поначалу ценовые предложения сторон отличались в два раза, да и сейчас эта разница составляет $100 за тысячу кубометров. Китай предлагает покупать российский газ по $235, обосновывая это текущим уровнем цен на спотовом рынке газа. Россия, разумеется, не хочет продавать Китаю свое стратегическое сырье дешевле, чем Европе.
Очередной раунд переговоров должен состояться во второй половине сентября, однако едва ли он будет успешным. Пока ни одна из сторон не спешит уступать. Однако время работает на "Газпром": с каждым годом российский газ все нужнее Китаю, и рано или поздно ему придется пойти на уступки. К тому же Россия уже намекнула, что может и обойти Поднебесную: этим летом северокорейский вождь Ким Чен Ир, поколесив на своем бронепоезде по Сибири, дал принципиальное согласие на строительство российско-корейского газопровода (он будет снабжать газом обе части Корейского полуострова). Конечно, учитывая сложность межкорейских отношений, это весьма сомнительный проект, но он будет служить дополнительным аргументом на российско-китайских газовых переговорах.
Президент не ожидал проблем с помощью от союзников
Не исключено, что это приведет к началу третьей мировой войны