Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Вне всяких сомнений все эти утверждения имеют под собой логическую основу и не лишены права на жизнь. Запад действительно не испытывает восторга от мюнхенских речей, так же как отечественный бизнес видит в страшном сне приход хорошо известного всем "доктора". Но стоит ли рассматривать все это как тотальную угрозу бизнесу и всяческим экономическим отношениям в России? Конечно же нет. Последние почти четыре года президентского правления Дмитрия Медведева в стране существовала и развивалась экономическая система, основы которой были заложены еще во время первого президентского срока Владимира Путина. Несмотря на несмолкаемые разговоры о модернизации, страна благополучно развивалась по экстенсивному сценарию, в условиях постоянного снижения эффективности экономики. Так, если несколько лет назад бюджет легко сводился при $60 за баррель, то сегодня это невозможно сделать уже при цене выше $100 за заветную бочку.
Что касается иностранных инвестиций, то значительная их часть носила спекулятивный характер, как при президентстве Путина, так и Медведева. Если говорить о каких бы то ни было стратегических вложениях, в сырьевые или производственные активы, то при всех президентах их судьба решалась не на уровне хозяйствующих субъектов, а в высоких кабинетах. Причем при непосредственном участии в переговорном процессе людей из путинской команды. Свежие и не очень примеры того хорошо известны.
"Многие зарубежные СМИ поспешили спрогнозировать ухудшение отношения с Западом. Это является лишним подтверждением того, что многие западные аналитики просто не понимают, что происходит в России", - заявил вчера пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Судя по публикациям в ряде зарубежных изданий и российским реалиям, помощник нынешнего премьера прав на все 100%. Львиная доля отношений между Россией и Западом носит сегодня экономический характер и неплохо регулируется сторонами. Это подтверждается успехом последних трубопроводных проектов и мегасделок между корпорациями. Заметим, что эта сфера также всегда находилось под контролем команды нынешнего премьера.
Получается, что с уходом с президентского поста Медведева и приходом на него Путина базовые экономические условия, в которых существовала и продолжает существовать страна, практически не меняются. Что касается начатой при Медведеве модернизации, то экономический эффект от нее пока не столь очевиден, как от трубопроводов и прихода на российский рынок иностранных корпораций.
Более того, намеченная рокировка не ставит креста на медведевской модернизации. Дмитрий Медведев должен будет занять пост главы правительства, что является прекрасной площадкой для продолжения и развития начатого.
Таким образом, опасения некоторых экспертов относительно того, что возвращение в президентское кресло Владимира Путина резко понизит инвестиционную привлекательность России, скорее всего, беспочвенны. Российская экономика живет и развивается по довольно четким и хорошо сложившимся принципам, вполне понятным основным западным партнерам. Они мало отличаются от тех принципов, по которым транснациональные корпорации работают в других развивающихся странах, что означает, что к происходящему в России им тоже не привыкать.
Более того, разрешение "проблемы-2012" скорее становится позитивным фактором для многих иностранных и отечественных инвесторов. С прорисовкой новой схемы власти отпадает фактор неопределенности, долгое время серьезно тормозивший инвестиции.
Единственным негативным проявлением на данном этапе может стать рост оттока спекулятивных капиталов, связанный с тем, что демонизированный западными СМИ образ Владимира Путина может заставить пайщиков иностранных фондов, играющих на российском рынке, потребовать от своих управляющих компаний вывести часть средств из России. Это действительно может привести к падению российского фондового рынка. Но в любом случае по силе своего воздействия это вряд ли перебьет такие факторы, как коллапс Европы или реакцию на действия ФРС США.
В то же время все это не означает, что намеченная рокировка во власти пройдет для страны без особых экономических последствий. Речь идет о серьезных политико-экономических рисках. В отличие от обвалов фондовых рынков и вывода спекулятивных капиталов, они могут иметь долгосрочный и системный характер.
Первый и наиболее очевидный риск связан с неотвратимым вхождением России в новую полосу глобального экономического кризиса. При этом, в отличие от 2008 года, страна не располагает сегодня былым объемом резервов и бездефицитным бюджетом, а баррель нефти не стоит более $140. Более того, в связи с президентскими выборами, к грядущей весне она останется еще и без правительства. Как пойдет формирование Кабинета министров Дмитрия Медведева – большой вопрос. Не меньший вопрос состоит и в том, насколько подготовленным к возможным экономическим перипетиям окажется будущий премьер и насколько слаженной будет его команда.
Напомним, что по некоторым данным, наступление кризиса 2008 года и резкое падение нефтяных цен повергли в растерянность даже премьера Владимира Путина. И только грамотные действия финансового блока правительства по спасению рубля и банковской системы, а также скорое восстановление нефтяных цен вернули ему уверенность в победе над кризисом.
В случае нового кризиса так больше может и не повезти. Источником повышенного риска становится новый состав правительства Дмитрия Медведева. Особые опасения вызывает отсутствие в нем Алексея Кудрина, таланту и жесткости которого страна обязана победой над кризисом. Понимая неотвратимость экономических потрясений, Кудрин препятствовал расходованию средств, полученных от экспорта нефти и газа. Сдерживая аппетиты "просителей" и всевозможных лоббистов, он создал финансовую подушку безопасности, позволившую минимизировать потери от кризиса. Нет оснований полагать, что новое правительство и новый глава Минфина будут столь же отчаянно бороться за сохранность казны и резервов. Увлечение всевозможными мегапроектами, как Олимпиада-2014, Чемпионат мира по футболу, саммит АТЭС и т.п. достигло на сегодняшний день крайней степени. И это при том, что за окном отнюдь не "тучные годы", как это было накануне предыдущего кризиса.
Другим системным риском является утрата надежды на перемены. Несмотря на относительно благополучное существование на протяжении нескольких последних лет, многих угнетает установившийся застой, отсутствие экономических перспектив, социальных лифтов для молодежи, растущее социальное расслоение, коррупция, неспособность государства защитить своих граждан, националистические настроения и другие неотъемлемые черты страны третьего мира. Произведенная политическая рокировка говорит о консервации этого положения вещей - система в очередной раз воспроизвела себя.
Все это делает пустым звуком раздающиеся с новой силой заявления о модернизации, инновациях, инвестициях и прочих подобных вещах. Действующая и только что воспроизведенная система может существовать только в ее нынешнем формате, опираясь на экономику государственно-капиталистического образца.
Пока для этого в стране вполне достаточно ресурсов. Следовательно, реального спроса на инновационную экономическую модель в России по-прежнему не существует.
Таким образом, первая оценка проведенной в субботу политической рокировки могла бы прозвучать так: операция "Консервация" прошла успешно. В том, что эта операция стояла на повестке дня, сомнений не было ни у кого. Вопросы вызывали лишь некоторые ее детали. Сегодня все они сняты.
Хорошо ли, что все произошло именно так, как произошло, или плохо? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, очевидно сохранение системы, в основе которой заложена определенная экономическая и социально-политическая стабильность. Не исключено, что это именно то, что требуется стране на данный исторический период. История знает примеры довольно продолжительного и благополучного существования подобных систем. Однако не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что ход ее постоянно ускоряется, а длительность политических и экономических циклов неуклонно сокращается. В этом нетрудно убедиться, окинув взглядом происходящее вокруг нас сегодня.
В пренебрежении этим моментом может и заключаться основная ошибка Владимира Путина, сделавшего ставку на возращение к рулю государства. Генералы, как известно, всегда готовятся к прошлым войнам и никогда не способны предвидеть войны будущие. Подполковники, похоже, тоже…
Американский политик настроен твердо