Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Белоруссия с после декабрьских выборов президента оказалась в фактической изоляции. Даже ближайшие соседи, включая Россию, свели контакты к минимуму. Так, президент Дмитрий Медведев ни разу не съездил в гости к Александру Лукашенко. Лишь премьер Владимир Путин пару раз посещал Минск, чтобы поучаствовать в заседаниях совмина Союзного государства и стран Таможенного союза.
На этом фоне особо заметен визит в Белоруссию главы правительства КНР У Банго, который состоялся на прошлой неделе. Лукашенко организовал теплый прием своему гостю. "В любую минуту Китай готов подставить Белоруссии свое дружеское плечо. Миллиардные китайские льготные кредиты и прямые инвестиции активно работают на модернизацию белорусской экономики, внедрение передовых технологий и инноваций. Мы благодарны за колоссальную поддержку - и моральную, и материальную", - заявил после переговоров бессменный белорусский президент.
Визит действительно оказался результативным. Пекин выделил Минску льготный кредит в $1 млрд, а также $11 млн в виде гранта. Эти средства пойдут на реализацию совместных проектов, в частности - на строительство Витебской ГЭС на Западной Двине и ряда промышленных предприятий, а также создание системы спутниковой связи и совместного индустриального парка.
Кроме того, Минск и Пекин подписали документ, закладывающий основу для дальнейших инвестиций Китая в белорусскую экономику. Подобных соглашений с другими государствами Минск раньше не заключал. Даже с Россией, которая давно заглядывается на некоторые белорусские предприятия, но регулярно получает отказ.
Однако Белоруссия - далеко не единственная из стран на западных рубежах СНГ, которым Китай уделяет повышенное внимание. В июне председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Украину. Он подписал с президентом Виктором Януковичем декларацию, согласно которой Киев официально стал стратегическим партнером Пекина: на постсоветском пространстве этот статус раньше имели только Россия и Казахстан.
В планах Китая и Украины - увеличить товарооборот с $6,1 млрд в 2010 г. до $10 млрд к концу 2012 года. При этом в ходе визита были подписаны контракты на сумму $2 млрд, в том числе по строительству скоростной железной дороги от Киева до аэропорта "Борисполь", возведению объектов энергетики. На реализацию проектов Пекин пообещал дать льготные кредиты.
Среди сфер сотрудничества между двумя странами оказалась и оборонная промышленность. Киев уже активно помогает Пекину достроить первый китайский авианосец - бывший советский авианесущий крейсер "Варяг". Кроме того, Украина собирается также продать Китаю до четырех десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр". Пекин планирует закупить и технологию, чтобы впоследствии производить такие корабли у себя.
По словам китайских дипломатов, инвестиции в Украину и Белоруссию являются частью долгосрочной стратегии КНР, и Пекин пришел туда "всерьез и надолго". В частности, власти Поднебесной рассчитывают найти в постсоветских странах новые рынки сбыта своей продукции, что является важной задачей на фоне усугубляющегося кризиса в США и ЕС. Как пояснил источник в китайских корпорациях, для этого придумана простая схема: Пекин дает кредиты, на которые китайские компании строят объекты с применением китайских технологий.
Однако эксперты убеждены, что в политике КНР имеется и более долгосрочный геополитический расчет, связанный с расширением влияния в Восточной Европе. Превращение в крупного игрока в этом регионе позволит Поднебесной получить важные козыри в переговорах с Евросоюзом и Россией.
Вместе с тем специалисты отмечают, что Пекин не дает денег просто так и потребует себе преференций. "Китай действительно заинтересован в сотрудничестве с Белоруссией и Украиной, однако не стоит забывать, что Поднебесная никогда не дает средств просто так: в Минске это были кредиты под конкретные проекты, и Китай будет требовать результатов, с Украиной может быть тот же разговор, потому что рынки обеих стран интересны с точки зрения сбыта товаров китайского производства, а экономики этих стран серьезно нуждаются в сильном плече. Китай не дает обычные кредиты - ему нужно полноценное участие в стратегически важных проектах. Отсюда и столь явная заинтересованность в сфере транспорта и энергетики", - заявила "Yтру" аналитик Независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Анна Бодрова.
Не обращать на это внимание уже невозможно