Обама назначил главного мальчика для битья

Вашингтон сдает Афганистан "хорошим" талибам* и ищет повод для того, чтобы вплотную заняться Пакистаном. Переводя стрелки на Исламабад, администрация Обамы уже получила главный бонус в виде оправдания провала своей политики в регионе


ФОТО: AP



Эксперты уже несколько месяцев поговаривают о том, что Вашингтон сдает Афганистан "хорошим" талибам* и ищет повод для того, чтобы вплотную заняться Пакистаном. Но дело не в претензиях, которые накопились у Вашингтона к Исламабаду, хотя проблемы с военным транзитом, высылка агентов ЦРУ и активное сотрудничества с Китаем являются достаточным основанием для недовольства.

Главная проблема – на кого списать беспредел, начавшийся в Афганистане на фоне частичного вывода американского контингента. Англоязычные СМИ пишут о том, что все шло хорошо, "плохие" талибы были практически разгромлены, началась передача полномочия афганской власти и сближение с руководством вменяемых членов "Талибана*", но именно в этот момент планированием антиамериканских операций занялся Пакистан, и это в корне изменило ситуацию.

Тем временем под нож пошло окружение Карзая, верхушка "Северного альянса" и даже главный миротворец Бурхануддин Раббани, взорванный в собственном доме две недели назад. Поначалу ответственность, как водится, взяли на себя талибы, признавшиеся, что устроили долгий спектакль с переговорами только для того, чтобы усыпить бдительность Раббани и его охраны и создать условия для гарантированного уничтожения "американской марионетки".

Но кто поверит этим откровения, если уже известно, кто является "плохим парнем" региона? Тем более что посол США в Пакистане Кэмерон Мантер переадресовал Исламабаду ответственность за кровавый налет на Кабул, и его версия была признана правдоподобной. Действительно, почему бы группировке "Хаккани", заявляющей о готовности начать переговоры с американцами и Карзаем, не устроить небольшую бойню в Кабуле. Это совсем не трудно, особенно если учесть, что, судя по последним заявлениям лидеров "Хаккани", они пользуется поддержкой "высокопоставленных представителей армии и полиции Афганистана".

Что касается связи "Хаккани" с Пакистаном, о которой, как об откровении, сообщил американский посол, это новость даже не второй, а третьей свежести. Ни для кого не секрет, что сеть "Хаккани" была создана тридцать лет назад при деятельном участии американской и пакистанской разведок, что в 80-е годы эта группировка воевала в Афганистане против советских войск, опираясь на военную, финансовую и организационную помощь Вашингтона и Исламабада.

В 90-е создатель и руководитель этой сети Джалалуддин Хаккани дружил с талибами и даже занимал пост министра в их правительстве, а после взятия Кабула американцами обосновался в Северном Вазиристане и занялся наркобизнесом. Все это прекрасно известно пакистанской разведке, но поскольку "Хаккани" ведет себя мирно, Исламабад предпочитает делать вид, что ее как бы нет, потому что такой неформальный нейтралитет избавляет пакистанские власти от лишней головной боли.

До недавнего времени о "Хаккани" практически не вспоминали, но после ликвидации бен Ладена вакансия главного террориста оказалась свободной, и уже в июне американские СМИ неожиданно обрушили на публику кучу сенсационных подробностей. Оказалось, что "начиная с 1980 г. сеть "Хаккани" обеспечивала убежище для "Аль-Каэды", обучала ее членов и предоставила ей свои пропагандистские, сетевые и иные ресурсы".

После такой артподготовки рассказы посла Мантера о том, что именно "Хаккани" организовала теракты и нападения на американское посольство в Кабуле, уже не требовали дальнейших подтверждений. И кому как не американцам знать о связях вневедомственной пакистанской разведки ISI с террористическим подпольем, действующим на территории Афганистана.

Этот кульбит прекрасно вписался в информационную кампанию против Исламабада. До уничтожения бен Ладена она шла в фоновом режиме, но уже в мае приобрела определенную законченность. Всю первую половину лета, рассказывая о терактах против пакистанских военных, СМИ указывали на то, что армии, которая не в состоянии защитить себя, никак нельзя доверять ядерное оружие.

С августа на территории Пакистана стали регулярно обнаруживать или убивать руководителей "Аль-Каэды"; потом оказалось, что террористические операции на территории Афганистана разрабатываются пакистанской разведкой. Затем, в конце прошлой недели, пресс-служба афганского президента Хамида Карзая распространила заявление, из которого следует, что террорист-смертник, убивший бывшего президента Раббани, был пакистанцем, а план убийства профессора Раббани разрабатывался в городе Кветта, расположенном в пакистанской провинции Белуджистан.

Пакистан, конечно, очень непростая страна, значительная часть населения которой поддерживает исламистов, а армия не одобряет бесцеремонность американских военных, регулярно проходящихся ракетами по жителям приграничных районов. В пакистанских горах действительно скрывались и скрываются боевики, Белуджистан действительно является прибежищем террористов, а Вазиристан еще в середине нулевых стал рассадником ваххабизма. Исламабад начиная с 80-х годов действительно был втянут американцами в афганские разборки.

При этом все понимают, что в целом обстановка в Пакистане гораздо лучше, чем в Афганистане. Тем не менее, Вашингтон пообещал без согласования с Исламабадом провести военные операции в пакистанской "зоне племен". Пакистанские политики самых разных направлений усмотрели в этом заявлении угрозу суверенитету страны.

В конце минувшей недели представители всех партий и движений Пакистана собрались на специальную конференцию экстренного созыва, в ходе которой, забыв о разногласиях, выразили поддержку руководству страны, которое предупредило американских партнеров, что на "односторонние акции со стороны США последует адекватный ответ".

На все эти словесные баталии можно было бы не обращать особого внимания, если бы не общая раскачка ситуации в мире. Не многие готовы поверить, что американцы действительно планируют после Ливии устроить заварушку в Пакистане, который вряд ли сдастся без боя. С другой стороны, по результатам информационной кампании, подкрепленной вполне реальными актами террора, из Пакистана уже слеплен образ страны, которая не только покровительствует террористам, но и направляет их действия, а значит, несет ответственность за гибель людей, дестабилизацию и срыв мирного процесса. Но главная страшилка – это ядерный потенциал Пакистана, который может оказаться в руках террористов.

Выглядит все это не очень убедительно, но что еще остается делать? Не признать же, что талибы по-прежнему контролируют значительную часть Афганистана, что американские военные пилят бюджетные средства и делятся с боевиками, а война всех против всех связана с переделом наркобизнеса. Что через десять лет после начала операции против талибов те по-прежнему сильны, а союзники американцев из "Северного альянса" становятся жертвами убийств, и вся эта игра имеет одну цель – сохранить Афганистан в качестве коммерческого проекта и даже расширить его за счет сопредельных территорий.

Гораздо более продуктивно убедить всех, что чем бы ни закончились маневры с участием Карзая, "Хаккани", Хекматьяра и муллы Омара, ответить за все придется Исламабаду. Тем более что, переводя стрелки на Пакистан, администрация Обамы уже получила главный бонус в виде оправдания провала своей политики в регионе, и это единственное, что действительно важно в контексте неумолимо приближающихся президентских выборов 2012 года.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей