Россию лишили подушки безопасности

Экспертов настораживает излишний оптимизм Минфина, заложившего в бюджет слишком оптимистичную цену на нефть – 100 долларов за баррель, что практически полностью соответствует нынешнему уровню цен на мировых рынках




Исполняющий обязанности министра финансов Андрей Силуанов в понедельник на заседании Совета Федерации озвучил свой прогноз исполнения государственного бюджета на ближайшую перспективу. В 2012 г. его удастся сбалансировать при среднегодовой цене нефти российской марки Urals в $93 за баррель. С учетом того, что стоимость черного золота, несмотря на все потрясения последнего времени, пока удерживается возле отметки $100 за баррель, заявление нового главы Минфина кажется вполне оптимистичным. Но! Такой сценарий позволит свести концы с концами, не уходя в минус, однако пополнять Резервный фонд уже не получится, честно предупредил Силуанов. Для того же, чтобы и копить получалось, и дефицита можно было избежать, потребуется $117,2 за баррель. А эта цифра на фоне нарастающего предчувствия второй волны глобального кризиса пока выглядит достаточно сомнительной.

Впрочем, российские власти как всегда преисполнены оптимизма и надеются, что откладывать средства на черный день все же получится. По крайней мере, пополнение Резервного фонда по-прежнему предусмотрено, в него пойдет все, что превысит объявленную планку бездефицитного бюджета, заявил и.о. министра. Он напомнил, что в проект бюджета, утвержденный правительством для внесения в Госдуму, заложена цена на нефть на 2012 г. в $100 за баррель, на 2013 г. – $97 за баррель, на 2014 г. – $101 за баррель.

Есть у Минфина и пессимистичный прогноз, при котором среднегодовая стоимость нефти упадет до $60 за баррель. В этом случае дефицит бюджета составит 5,4% от ВВП, а правительству придется всерьез задуматься о сокращении расходов. Захотят ли российские власти пойти на подобный шаг даже в столь критичной ситуации? Многие эксперты настроены скептически: скорее, при очередном катастрофическом снижении нефтяных цен "кубышка Кудрина" вновь будет распечатана, как это случилось три года назад, полагают они. Как отмечал еще в бытность министров финансов сам Кудрин, при таких низких ценах отечественная экономика сможет нормально функционировать как минимум в течение года, а то и полутора. Кроме того, незначительная на данный момент долговая нагрузка (на уровне 11% ВВП) позволяет прибегнуть к внешним заимствованиям. А неожиданно быстрый выход из предыдущего кризиса вряд ли способствовал развитию повышенной осторожности у российских властей.

По крайней мере, пока они сами не верят в подобный вариант развития событий. Шоковый сценарий разработан на всякий случай, поспешил успокоить общественность заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач. Условий для резкого снижения цен на нефть он не видит. Конечно, котировки будут падать, но постепенно, и в 2012 г. в среднегодовом выражении стоимость нефти составит порядка $100 за баррель, как и заложено в проекте бюджета. Правда, к концу следующего года возможно падение примерно до $80-90 за баррель, пояснил Клепач. При $90 за баррель дефицит бюджета составит 2,5%, посчитали в Минфине.

Основанием для оптимизма замминистра экономического развития служит его оценка перспектив мировой экономики. В развитых странах, возможно, будет наблюдаться стагнация и замедление темпов роста ВВП, а в ЕС даже небольшое падение в течение одного-двух кварталов, но это не дает повода говорить о второй волне кризиса, уверен Клепач, глобальной рецессии не случится.

Показав готовность корректировать бюджет в случае необходимости, преемник Кудрина, судя по всему, все же не собирается делать резких движений и намерен сохранить достаточно консервативную политику, проводившуюся предшественником. В нынешних условиях такая стратегия выглядит довольно здраво. Единственное, что настораживает экспертов – излишний оптимизм Минфина, который в этот раз не предусмотрел в бюджете так называемую подушку безопасности. Заложенная в него цифра в $100 за баррель практически полностью соответствует нынешнему уровню цен на мировых рынках, тогда как раньше доходы и расходы верстались с расчетом на более низкую стоимость сырья. А между тем гипотетический шоковый сценарий вполне может воплотиться в жизнь. Это наглядно показали события трехлетней давности. Нынешняя же атмосфера в стране и в мире все сильнее напоминает ситуацию тех дней.

Выбор читателей