Китай вертит Россией как хочет

При всех очевидных точках соприкосновения двух стран, их политико-экономические интересы все больше уходят в сторону соперничества. Обостряется борьба за рынки Центральной Азии, нарастают разногласия по вопросам поставок вооружения


Владимир Путин и Вэнь Цзябао. ФОТО: AP



Первый день официального визита Владимира Путина в Китай оказался плодотворным. Впрочем, насколько полезными окажутся эти плоды, пока судить сложно. Если верить заявлениям высокопоставленных представителей свиты российского премьера и их китайских коллег, странам удалось, наконец, уладить спорный вопрос об оплате поставок нефти и достичь неких договоренностей относительно цены на газ. Но в лучших традициях восточной дипломатии никаких конкретных цифр и параметров никто не называет. Между тем, при всех очевидных точках соприкосновения соседей по глобусу и по БРИК, их политико-экономические интересы все больше уходят в сторону соперничества, а не содружества.

Россия и КНР полностью сняли все разногласия по задолженности КНР за поставки российской нефти, сообщил журналистам вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин, прибывший в Пекин накануне визита Путина и успевший провести предварительные переговоры. "Достигнуты договоренности, позволяющие полностью снять все претензии. Задолженность будет погашена, как только компании подпишут соответствующие документы", – сказал Сечин. И добавил, что это произойдет в ближайшие дни, но даже приблизительный срок погашения задолженности не обозначил. Позднее информацию подтвердил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, отметив, что стороны договорились о цене, но, опять же, не назвал никаких цифр.

Российско-китайский нефтяной конфликт тянется с февраля текущего года, когда российская сторона на основании акта приемки-передачи нефти выставила китайским партнерам счет на сумму $370 млн, однако получила на $25,6 млн меньше. Пекин пересчитал сумму по-своему, решив, что при формировании цены на нефть должны вычитаться расходы на транспортировку от Сковородина до порта Козьмино, которые обозначены как коэффициент Т.

В конце марта "Роснефть" и "Транснефть" заявили, что их контрагент по поставкам нефти в Китай – "дочка" китайской госкомпании CNPC – снизила оплату за поставки на 7%. Позднее китайская сторона погасила часть задолженности, однако в конце июня вновь повторила тот же маневр. На начало сентября задолженность китайцев только перед "Транснефтью", по неофициальным данным, составляла уже порядка $40 миллионов. Российские компании заявили, что в качестве возможной меры борьбы с самоуправством партнеров не исключают обращения в Лондонский суд. Со своей стороны, Сечин в середине сентября отмечал, что эти споры могут быть урегулированы во внесудебном порядке.

Другой энергетический вопрос Москва и Пекин обсуждают уже пять лет. Речь идет о поставках в Китай российского газа. Основные условия были согласованы еще год назад: в сентябре 2010 г. "Газпром" и CNPC подписали документ, в котором зафиксировали объем и сроки начала экспорта, уровень "бери или плати", период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей. Согласно достигнутым договоренностям, срок действия контракта составит 30 лет. Газ будет поставляться по газопроводу "Алтай" из Западной Сибири через западный участок российско-китайской границы. Предполагается начать поставки в 2015 г. в объеме 30 млрд кубометров в год. Также предполагается экспорт в Китай по восточному маршруту (с месторождений Якутии и острова Сахалин) в объеме 38 млрд кубометров. Таким образом, планируемый годовой объем поставок в перспективе может составить 68 млрд кубометров.

Переговоры забуксовали, как водится, на стадии определения окончательной цены. Разумеется, официально свои запросы стороны не разглашали, но в прессе появлялась информация о том, что Пекин хотел платить $160-180 за тысячу кубометров (это даже ниже внутрироссийских цен), а Москва настаивает на среднеевропейской цене, которая почти в два раза выше.

Впрочем, Европа-то как раз все активнее пытается сбросить с себя ярмо энергетической зависимости от России, вынуждая "Газпром" идти на достаточно серьезные уступки. Поэтому обширный и самый динамичный по темпам развития рынок КНР, безусловно, наиболее подходящая альтернатива капризным западным партнерам. В свою очередь, растущей китайской экономике, несмотря на наличие альтернативных источников поставок газа из стран Азии, Ближнего Востока и даже Австралии, без российского газа все-таки не обойтись. Но тем не менее, эти альтернативные источники помогают ему тянуть время, выбивая наиболее комфортные условия.

Между тем разногласия между Москвой и Пекином уже не ограничиваются вопросами цен на энергоносители. Обостряется борьба за рынки Центральной Азии. Нарастают противоречия в сфере вооружений: Россия заинтересована в продаже Китаю определенной военной техники, но не технологий, КНР же жаждет приобрести лишь небольшую партию образцов новейших разработок для копирования и грозится уйти к конкурентам. Правда, производителей оружия в мире не так уж много, а в ЕС и США действует эмбарго на его поставки Китаю, но кое-что можно получить, например, с Украины, отмечают эксперты.

Выбор читателей