Медведев плодит сущности

Возглавив список "Единой России", президент нуждается уже не в политической поддержке, а в социальной. Мобилизовывать "ядерный электорат" партии будет премьер Путин, задача Медведева – привлечь на ее сторону тех, кто разочарован существующим порядком вещей


Дмитрий Медведев на журфаке МГУ. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Президент РФ демонстрирует небывалую активность: за три дня он провел две встречи со своими сторонниками. При этом было замечено, что на мероприятия не позвали никого из Института современного развития (ИНСОР) – учреждения, которое разрабатывало для Медведева стратегию модернизации и руководители которого были самыми активными сторонниками второго срока его президентства (даже тогда, когда сам Медведев к такой перспективе заметно поостыл). По всей видимости, это объясняется новыми задачами, которые стоят перед главой государства. Возглавив список "Единой России" он нуждается уже не в политической поддержке, а в социальной. Мобилизовывать "ядерный электорат" партии власти будет Путин, задача Медведева – привлечь на ее сторону тех, кто разочарован существующим порядком вещей и ощущает необходимость перемен. Перемены публике обещаны: на обеих встречах президент намекал на необходимость подготовки концепции "глубокой реформы административного управления, государственного управления, реформы и модернизации властных структур".

Звучит заманчиво – если не вспоминать, что административная реформа в стране идет в течение последних 10 лет. Официальный старт ей дал своим указом президент Путин в 2003 г. – после этого начали делить полномочия между регионами и центром. Затем прошла организационная реформа, изменившая структуру правительства (чтобы разделить функции принятия политических решений и оказания госуслуг из состава министерств были выделены службы и агентства). После 2006 г. власть занялись рационализацией бюрократических процессов: стали утверждать административные регламенты и вводить электронные услуги. В 2010 г. уже президент Медведев создал новую рабочую группу при правительственной комиссии по проведению административной реформы – для подготовки предложений по реформе ведомственных функций в рамках борьбы с коррупцией.

Этим вялотекущим эволюционным процессом реформаторский ресурс действующей власти, судя по всему, исчерпан. Ее способность к политической трансформации – на нуле. Теперь Медведев жалуется сторонникам на отсутствие системы обратной связи с обществом, и "большое правительство" призвано ее наладить. При этом никто не вспомнил, что создано огромное количество инструментов "обратной связи": начиная с Общественной палаты, куда "сливки общества" отбирал лично президент, и заканчивая общественными советами при главе государства (их двенадцать). Общественные советы есть при каждом ведомстве, а еще – расширенные коллегии, для участия в которых могут привлекаться эксперты в разных областях. Наконец, есть парламент, который у нас не место для дискуссий, хотя в принципе должен служить площадкой для поиска решений, отражающих интересы большей части общества. И все это – даже президент признал – не работает. Хотелось бы понять, с какого перепугу "большое правительство" заработает? Очередное новообразование, призванное имитировать социальную опору власти, страдает теми же врожденными пороками, что и все предшествующие структуры: оно создается по принципу "я хочу, чтобы мне сказали то, о чем я хочу услышать".

Общественный комитет сторонников Медведева возник в считанные дни и буквально из ничего: в минувшую субботу президент озвучил идею создания "большого правительства" на встрече со своими сторонниками. Председатель совета директоров бизнес-группы RU-COM Михаил Абызов находчиво предложил Медведеву создать комитет, который будет формировать повестку для этого самого правительства. А уже в среду комитет материализовался и провел свое первое заседание. Впечатляет состав участников (по крайней мере тех, кто попал в стенограмму заседания – полный список членов Общественного комитета не обнародован, равно как и принципы, на основе которых он формировался). В числе главных сторонников Медведева обнаружились назначенные им губернатор Москвы Сергей Собянин и глава Тульской области Владимир Груздев, а также губернатор еще путинского призыва Александр Ткачев, посещающая почти все кремлевские мероприятия телеведущая Тина Канделаки и когда-то лидер движения в поддержку Путина, адвокат Павел Астахов. По словам Медведева, главы муниципалитетов и единороссы там тоже присутствовали. Как сказал классик, "это хуже народа. Это лучшие люди города."

Такая общественная структура способна исполнить только одну задачу: создать более-менее достоверный телеобраз связи общественного актива с властью. При детальном изучении образ стремительно рушится – как это произошло вчера на встрече Медведева со студентами журфака МГУ. Вместо официально-благостной картинки мероприятия в рунете разошлась совсем другая версия событий. На "Встречу президента со студентами факультета журналистики МГУ" был в срочном порядке доставлен десант из нашистов и им подобных для максимально качественного подхалимажа, поскольку наши студенты давно славятся своими оппозиционными настроениями, – докладывает блогер Scuder – В итоге из журфаковцев на встрече было... 2 человека. И те только с угодными президенту вопросами... Самых же неугодных полицейские делали угодными наиболее любимым ими способом: скручивали и сажали в автозак".

В сеть попали видеоролики с записью происходившего, а также вопросы, которые арестованным студентам так и не удалось задать Медведеву. Среди них был такой: "А вы посоветовались с премьером, прежде чем идти сюда?".

Выбор читателей