Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Неделю назад в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан Договор о свободной торговле между странами Содружества. Вместо запланированного часа премьер-министры совещались несколько часов и в итоге согласовали текст договора. Возможно, помогла бутылка молдавского коньяка 1946 г., подаренная перед заседанием молдавским премьером Владимиром Филатом своему российскому коллеге.
Владимир Путин признался, что ему пришлось существенным образом изменить свое итоговое выступление, поскольку "мы неожиданно для себя в результате долгих, можно сказать, даже острых, но все-таки конструктивных переговоров пришли к решению главного вопроса, ради которого, собственно говоря, мы сегодня и собрались".
Подписи под документом поставили восемь из одиннадцати глав правительств стран СНГ. Остальные (представители Азербайджана, Туркмении и Узбекистана) обещали подумать. За основу соглашения был взят проект, разработанный российским Минэкономразвития. Он сводит к минимуму импортные и экспортные пошлины, применяемые участниками соглашения во взаимной торговле. Экспортные пошлины впоследствии должны быть отменены полностью. Однако на данном этапе свободная торговля не распространится на чувствительные товарные позиции. То есть торговые споры и противоречия пока никуда не денутся.
В этой связи надо заметить, что один раз страны СНГ уже подписывали соглашение о свободной торговле – в 1994 году. Тот договор так и не вступил в силу: слишком много противоречий было между подписантами и слишком велико их желание произвольно устанавливать торговые барьеры. С тех пор страны СНГ приняли более 100 документов, регулирующих режим торговли, и барьеры, опять же, никуда не делись. Более того, история помнит неоднократные торговые войны между бывшими советскими республиками: "молочные", "винные", "сахарные", "нефтяные" и "газовые". Нередко их начинала Россия.
Нет никакой гарантии, что новый договор исключит подобные конфликты в дальнейшем. Впрочем, как заявил в интервью ВВС профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский, все изъятия из режима свободной торговли не помешают соглашению стать эффективным инструментом интеграции: "постепенно эти барьеры будут устраняться". В итоге в наибольшем выигрыше окажутся страны, "обладающие крупной экономикой, в частности Украина. Это связано с тем, что на территории Российской Федерации до сих пор действуют ограничения на ряд продукции металлургической, сельскохозяйственной отрасли".
Украина, конечно, хотела, чтобы все торговые ограничения были отменены сразу. Этого добиться не удалось, но определенные гарантии Киев все же получил: как заявил украинский премьер Николай Азаров, в новом соглашении "заложен конкретный временной промежуток, в течение которого все эти исключения будут ликвидированы".
Совершенно очевидно, что без Украины реинтеграция СНГ была бы неполноценной. Поэтому ей предлагают все: и дешевый газ, и устранение торговых барьеров. Лишь бы она окончательно не ушла на Запад – в орбиту Евросоюза, куда продолжает стремиться даже при (якобы) пророссийском Януковиче. Однако Брюссель ужесточил тон в диалоге с Киевом, будучи недоволен осуждением Юлии Тимошенко (даже отменил запланированную встречу на высшем уровне); и без того туманные перспективы интеграции с ЕС стали для Украины вообще непроглядными. Возможно, именно поэтому Киев принял интеграционное предложение с Востока.
Тем не менее еще не факт, что зона свободной торговли между странами СНГ будет создана. Ведь нет гарантии, что парламенты стран, подписавших соглашение, его ратифицируют – могут возникнуть самые неожиданные политические препятствия. К тому же за годы постсоветской независимости экономические отношения внутри СНГ давно перестали быть жизненно важным приоритетом для республик. На нынешнем этапе, хотя торговля между ними ведется довольно активно, друг для друга эти государства являются отнюдь не главными торговыми партнерами.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение