Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Важнейшими событиями прошедшей недели стали смены правительств в главных виновницах экономических проблем Европы – Греции и Италии. Крайне важно, что в обоих случаях кабинеты министров возглавят люди, имеющие опыт работы в финансово-экономических структурах ЕС и способные трезво оценивать сложившуюся ситуацию. В случае, если им удастся повести правительства курсом, свободным от популизма, и продержаться при этом у власти сколько-нибудь продолжительное время, старт новой европейской антикризисной кампании можно будет назвать относительно успешным. Если же развить этот успех не удастся, дальнейшие перспективы евро, еврозоны, а возможно, и всего Европейского союза в его нынешнем виде могут оказаться под вопросом.
Напомним, что после относительного урегулирования ситуации вокруг Греции в роли основного возмутителя спокойствия выступила Италия. Доходность по государственным бондам этой страны преодолела на прошлой неделе "точку невозврата" в 7% годовых, за которым неизбежно должно последовать обращение за помощью в Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС). Однако беда Италии, долг которой превышает 120% ВВП, состоит в том, что для решения ее проблем, оцениваемых приблизительно в €1,9 трлн не хватит никакого ЕФФС. С наращиванием объема фонда не согласны его главные доноры – Германия и другие страны "ядра" еврозоны. Теоретически, по аналогии с ФРС США, вытащить Италию из пропасти мог бы ЕЦБ, но пока он вряд ли готов пойти на это из-за отсутствия правовых аспектов такого шага.
Довершением всего стали появившиеся слухи о том, что Германия и Франция обсуждают возможность глобальной перекройки еврозоны, предполагающей сокращение участников валютного союза и более тесную интеграцию оставшихся, вплоть до создания общего экономического правительства.
Сложившаяся ситуация не могла оставить равнодушным главного буревестника мирового кризиса, известного аналитика и нобелевского лауреата Нуриэля Рубини. В очередной своей колонке в The Financial Times он высказал мнение, что Италии придется покинуть зону евро, если ЕЦБ не изменит свою политику и не предоставит ей гарантии неограниченной финансовой поддержки. По мнению аналитика, выход Италии из еврозоны, возможно, поможет стране решить свои финансово-долговые проблемы с помощью девальвации возвращенной национальной валюты, но при этом, как минимум, не пойдет на пользу самому евро: "Зона евро может пережить уход малых стран, таких как Греция или Португалия. Однако если подобный шаг предпримут Италия и Испания, то по существу это станет развалом валютного союза. К сожалению, это все более реальный сценарий".
Рубини указывает на то, что Италия и Испания, в отличие от явного банкрота – Греции, - до последнего времени оставались неликвидными, но платежеспособными благодаря жесткой экономии и попыткам реформ. Проблема же, по его мнению, заключается в том, что "нет кредитора последней инстанции, который может купить долги в то время как доверие еще не вернулось". За то время, пока такой кредитор найдется, неликвидное, но платежеспособное государство, по мнению Рубини, может обанкротиться.
Таким кредитором, по мнению большинства экспертов, может стать ЕЦБ. Для этого потребуется разрешить ему, подобно ФРС США, выдавать неограниченные по объемам кредиты за счет необеспеченной эмиссии евро. Ценой этого права станет значительное обесценивание единой европейской валюты. По мнению Рубини, курс евро в этом случае может упасть до уровня паритета с долларом. Сама же зона евро должна будет разделиться на "ядро" во главе с Германией, основной задачей которого будет проведение реформ и стимулирование экономики, и обреченную на жесткую экономию периферию.
Описанная схема действительно может стать едва ли не единственным способом спасения евро, а возможно, и всего Евросоюза как политического и экономического образования. Однако в строгом соответствии с теорией другого нобелевского лауреата – известного экономиста Милтона Фридмана – это потребует тектонических изменений в устройстве Европы. Например, таких, как федерализация ЕС с созданием полноценного наднационального государства. В этом случае национальные финансово-экономические интересы европейских стран, по сути превращаемых в штаты, будут принесены в жертву единой экономической политике объединенного сверхгосударства. При этом ЕЦБ не составит особого труда разрешать имеющиеся экономические проблемы посредством эмиссии евро и регулирования его курса на международном рынке.
Огромным плюсом подобного решения может стать появление колоссального внутреннего рынка объемом в полмиллиарда потребителей с абсолютно едиными правилами. Не худшие позиции у нового образования могут оказаться и на международном рынке.
Слабой стороной данной схемы является существенное экономическое неравенство между различными странами ЕС. В связи с чем для быстрой реализации "федерального" сценария потребуется то самое разделение на сильное ядро и периферию, состоящую из аутсайдеров. Подобное разделение существенно ослабит экономические возможности нового образования и не приведет к полному решению существующей проблемы. Более того, разделение Европы на первый и второй сорт будет способствовать подрыву внутреннего рынка союза, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Какой путь выхода из сложившегося тупика выберут европейские страны, не известно. Однако совершенно очевидно, что сидеть и ждать у моря погоды в Старом Свете более не намерены.
Как заявил вчера президент Португалии Анибал Каваку Силва, остановить распространение долгового кризиса по странам зоны евро может только ЕЦБ путем нелимитированных покупок "проблемных" гособлигаций. По сути, это заявление можно считать криком отчаяния лидера государства, ради спасения своей страны готового к серьезным изменениям в устройстве единой Европы.
Так или иначе, нынешний кризис поставил Старый Свет перед серьезной дилеммой: ломать привычные представления о европейском устройстве и стать Соединенными штатами Европы или на долгие годы окунуться в пучину экономического и социально-политического безвременья. Что выберут европейские лидеры, пока не известно. Ясно лишь то, что возможности тянуть с решением у них больше нет. На карту поставлено не только будущее Европы на ближайшие 10 – 20 лет, но и всего остального мира.
На Украине понимают, что конфликт заканчивается не по благоприятному сценарию