Америка контратаковала Китай

На Тихом океане разворачивается геополитическое состязание между США и Китаем. К сожалению (или к счастью), Россия не является значимым действующим лицом на этой сцене


Ху Дзиньтао и Барак Обама на саммите АТЭС. ФОТО: AP



США развернулись от Атлантического океана в сторону Тихого. Они собирают под свои знамена союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе – наиболее динамично развивающейся части земного шара. Впрочем, это не стратегический маневр, а скорее, контратака, предпринятая в ответ на широкомасштабное наступление Китая. Вся борьба, разумеется, ведется сугубо экономическими методами: обе стороны создают и расширяют свои зоны свободной торговли.

Состоявшийся на днях в Гонолулу саммит АТЭС ознаменовался договоренностью девяти стран Азиатско-Тихоокеанского региона о создании новой зоны свободной торговли (ЗСТ). Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Чили, Перу и США полностью согласовали между собой основные принципы будущей ЗСТ, уже получившей название "Транстихоокеанское партнерство" (ТТП). Формирование новой организации решено завершить в следующем году. Тем временем намерение присоединиться к ТТП выразили еще три важных региональных игрока: Канада, Мексика и Япония.

Весьма символично, что такая договоренность была достигнута именно на Гавайях. Эти острова, во-первых, расположены в самом центре Тихого океана – почти на равном удалении от обеих Америк, Азии и Австралии, - а во-вторых, принадлежат США. Единственная на данный момент сверхдержава хочет утвердить свое влияние на всех берегах Тихого океана. Ведь, по словам Барака Обамы, "в мире нет ни одного региона, который США считали бы более перспективным и жизнеспособным", чем АТР.

Конечно, эту идею можно было бы списать на особенности биографии 41-го американского президента: он родился на Гавайях и провел часть юных лет в Индонезии. Однако дело не только в нем. Еще до саммита госсекретарь Хиллари Клинтон, не обремененная тихоокеанским происхождением, объявила на страницах Foreign Affairs о начале "азиатско-тихоокеанской эры", подчеркнув, что стратегический и экономический центр мира переместился в АТР и потому США хотят навести через Тихий океан такие же институциональные "мосты", как навели когда-то через Атлантику. То есть тихоокеанская кампания Вашингтона – это всерьез и надолго.

Так неужели Америка отворачивается от Европы? Это вряд ли. Да, Евросоюз все глубже погружается в свой долговой кризис, и партнерство с ним в обозримой перспективе не сулит особых дивидендов. Однако дело тут не в сиюминутной выгоде. Не следует забывать, что и ЕС в целом, и многие его страны-члены остаются ближайшими геополитическими союзниками США – их группой политической и военной поддержки. Не зря даже в названии военного блока, возглавляемого Вашингтоном, фигурирует Северная Атлантика, а не Тихий океан. Ну, а трансатлантические экономические связи давно переросли "примитивную" ЗСТ: они носят характер теснейшей промышленной кооперации. Не говоря уже о том, что Европа является "исторической родиной" большинства американцев и частью одной с ней цивилизации.

При этом в Вашингтоне прекрасно понимают, что кризисный ЕС никуда не денется от Америки, а вот АТР очень даже может "деться". Прежде всего, потому что свои позиции здесь укрепляет Китай. У него, в отличие от США уже есть "своя" ЗСТ в регионе – со странами АСЕАН. И на саммите в Гонолулу председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что его страна намерена расширить формат этой ЗСТ: к ней предполагается подключить Японию и Южную Корею (зона будет называться "АСЕАН+3"). Уже создан секретариат объединения и начаты консультации на рабочем уровне. А министр торговли Китая Чэнь Дэмин не только участвовал в общей "говорильне" АТЭС, но и провел более предметные беседы со своими коллегами из Индонезии и Таиланда (эти страны входят в АСЕАН). Он не преминул отметить, что ЗСТ "АСЕАН-Китай" является крупнейшим подобным объединением в мире.

США не хотят мириться с таким положением дел в АТР и стремятся перетянуть на свою сторону максимальное количество региональных игроков: так, недавно было заключено соглашение о свободной торговле с Южной Кореей. Теперь же предпринята крупная контратака – создается ТТП. Причем, в нем будут участвовать, как минимум, четыре страны-члена АСЕАН, несмотря на имеющийся у них договор о свободной торговле с Китаем. Япония – верный союзник США – тоже может оказаться сразу в двух ЗСТ. В общем, "перетягивание" восточноазиатских государств между США и Китаем в самом разгаре. Участия же Китая в ТТП, естественно, не предполагается. На саммите в Гонолулу из уст Обамы в адрес Пекина прозвучало не приглашение, а лишь очередные упреки в проведении "негибкой и наносящей ущерб партнерам" финансовой политики и краже интеллектуальной собственности. Поэтому Washington Post охарактеризовала решения, принятые в Гонолулу, "ударом в челюсть КНР".

Тихоокеанский формат создаваемой зоны позволяет Вашингтону "рекрутировать" в нее и союзников из Латинской Америки. Этот регион, возглавляемый сейчас антиамерикански настроенными лидерами и подпитываемый венесуэльскими нефтедолларами, тоже выскальзывает из рук США. Поэтому необходимо мобилизовать тех, кто остался лоялен Вашингтону. Пока это Мексика и Перу – уже неплохо.

Таким образом, на Тихом океане разворачивается геополитическое состязание между США и Китаем. К сожалению (или к счастью), Россия не является значимым действующим лицом на этой сцене: в последние десятилетия все ее стратегические устремления были нацелены на Запад, а не на Восток. Впрочем, все меняется. Восточное направление нашей внешней политики вновь начинает приобретать значимость: через год саммит АТЭС должен состояться во Владивостоке. Тем временем АТР на глазах "поляризуется" между США и Китаем, и, быть может, России придется выступить арбитром в соперничестве этих двух держав. Успешное посредничество повысило бы ее авторитет и способствовало возвращению утраченных некогда позиций в регионе.

Выбор читателей