Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Последним крупным ЧП "космического масштаба" стала неудача с автоматической межпланетной станцией "Фобос-Грунт", которую планировалось отправить к Марсу. Что особенно обидно, буквально две недели спустя американцы провели вполне успешный старт миссии Мars Science Laboratory, отправив к Красной планете марсоход Curiosity. "Это не значит, что случилось что-то фатальное", нужно всего лишь провести разбор полетов, пытался сохранить лицо президент. Но неудачи, которые в последнее время преследуют национальную космическую отрасль, свидетельствуют о другом: Россия стремительно теряет космос, и, похоже, этот процесс уже необратим.
24 августа не смог выйти на целевую орбиту "Прогресс М-12М" – впервые с 1978 г. испытанный космический грузовик не добрался до орбитальной станции. Неделей ранее не вышел на связь новейший спутник "Экспресс-АМ4", запущенный с Байконура. В феврале был потерян геодезический космический аппарат военного назначения "Гео-ИК-2". В декабре 2010 г. в Тихий океан рухнули три спутника "Глонасс-М", которые должны были завершить формирование российской навигационной системы – их выводил на орбиту тот же "Протон-М".
Только одна эта неудача обошлась государству в 2,5 млрд руб. по самым скромным оценкам. После этого президент поручил Генпрокуратуре проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС, определить причины утраты спутников и степень ответственности лиц, причастных к случившемуся. В результате были уволены вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслав Филин и заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов получил выговор, а в апреле 2011 г. ушел в отставку.
Но принципиально это на общее положение дел не повлияло, да и не могло. Неудачи, преследующие отечественную космонавтику, носят системный характер. Современная российская наука не в состоянии обеспечить развитие отечественной техники. В последние годы она не способна обеспечить даже ее нормальное функционирование: по мере старения кадров КБ и оборонные заводы остаются без квалифицированных сотрудников и не могут привлечь новых. Конкурентоспособным специалистам просто незачем туда идти, и дело не только в низких зарплатах, на что обычно любят жаловаться представители оборонной отрасли.
Проектирование техники ведется спустя рукава, а космические проекты превратились в способ выкачивания денег из бюджета, и это полностью устраивает чиновников от космоса, утверждает в открытом письме на имя вице-премьера Сергея Иванова бывший сотрудник НПО им. Лавочкина Николай Морозов. По его словам, технические решения принимаются без теоретического обоснования, важнейшие системы проектируют без технического задания, расчеты надежности покупаются, на доводке агрегатов экономят, на дефекты закрывают глаза. Процветают откаты.
"Все эти прожекты, включая и разные там "Луна-Глоб", "Луна-Ресурс" и пр., прежде всего, прекрасный повод для бесконечных заграничных вояжей начальственной верхушки и элементарного выкачивания денег из бюджета! А чего стоит эпопея с "Фобос-Грунт"! Вот где настоящая курица, несущая золотые яйца! И если придется все-таки отправить этот аппарат в полет, то очень многие будут искренне огорчены расставанием", – отмечает эксперт.
Это письмо было опубликовано в марте 2011 г. – за несколько месяцев до потери "Фобоса". Уволенный за попытку бороться с системой инженер как в воду глядел: теперь у нескольких чиновников действительно появится повод для огорчения. Однако очередная серия увольнений вряд ли изменит ситуацию в целом: отсутствие эффективного управления и внутренней конкуренции в оборонно-промышленном комплексе привело к полной стагнации космической отрасли. Похоже, в обозримом будущем единственным предметом национальной гордости станет балет – благо, Большой успели отремонтировать.
Разумеется, открытая конкуренция в чистом виде на оборонном рынке невозможна по определению. Но во всем цивилизованном мире необходимый уровень конкуренции обеспечивается за счет политического контроля: выступая в качестве заказчика, государство может добиваться расширения круга производителей. В России произошло нечто прямо противоположное: создание крупных интегрированных структур свело на нет даже зачатки внутренней конкуренции, существовавшие с советских времен. Не важно, насколько осознанным был этот процесс: когда главным смыслом деятельности становится "распил" бюджетных денег, конкуренция только мешает. В конечном счете падающие в океан и уходящие с расчетной траектории спутники – лишь побочный продукт. Главный – это 20 с лишним триллионов рублей, которые государство намерено вложить в программу вооружения на 2011 – 2020 годы.
В ближайшие три года на ОПК планируется потратить 440 миллиардов. Отсутствие конкуренции позволяет основным распорядителям этих средств пренебречь таким показателем, как эффективность инвестиций. В крайнем случае, виноватого можно найти - снаружи или внутри. Бывший командующий армией предупреждения о ракетном нападении генерал-лейтенант Николай Родионов уже заявил, что сбой оборудования "Фобоса" мог произойти из-за электромагнитного излучения американских радаров, входящих в систему ПРО. А Дмитрий Медведев многообещающе напомнил, что "при Иосифе Виссарионовиче" за такое было принято "ставить к стенке".
Государства-карлики нашли способ получить выгоду