Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
В Сирии восемь месяцев не утихают беспорядки. Можно спорить о том, что в большей степени послужило их причиной: жестокость власти, западная пропаганда демократии или борьба за лидерство в регионе между Саудовской Аравией и Ираном. Скорее всего, все три фактора сыграли свою роль. Как бы то ни было, на нынешний момент ситуация более всего напоминает гражданскую войну: в нескольких крупных сирийских городах идут бои, число жертв, по данным ООН, превысило 3,5 тысячи человек. Социально-экономическую обстановку в стране усугубили санкции, введенные сначала США и ЕС, а теперь еще и Лигой арабских государств и Турцией.
Сирийская экономика, весьма неплохо развивавшаяся за счет туристической сферы и добычи нефти, начала сокращаться. В этом году, по оценкам МВФ, ее спад составит 2% ВВП, а по некоторым прогнозам – до 8%. Что, в общем, неудивительно, поскольку туристы в этом сезоне практически не посещали Сирию, а ее нефтяной экспорт был подорван действием западного эмбарго. Еще в начале года страна добывала 350 тыс. баррелей нефти в сутки, из которых более 100 тыс. баррелей экспортировала, главным образом, в ЕС. Но с некоторых пор Total и Royal Dutch/Shell, работающие в Сирии, вынуждены были снизить объемы добычи, поскольку экспорт "черного золота" из страны стал практически невозможен. Кроме того, на днях появились сообщения о том, что Сирия перестала оплачивать компании Total нефть, добываемую для внутреннего рынка. В стране давно ощущается нехватка валюты, золотовалютные резервы правительства стремительно сокращаются (хотя, по оценкам Казначейства США, пока еще составляют внушительную сумму в $18 миллиардов). В условиях гражданской войны деловая активность постепенно затухает. Ожидается, что приток прямых иностранных инвестиций в сирийскую экономику снизится в этом году на 65%, составив менее $0,5 млрд против $2,38 млрд в прошлом году.
Тем временем США и Евросоюз "дожимают" финансовую сферу Сирии. На минувшей неделе Брюссель объявил о замораживании кредитования этой страны: европейскими странам и организациям (в частности, Европейскому инвестиционному банку) было запрещено предоставление любых кредитов Дамаску, выделение очередных траншей по действующим кредитам и программам помощи. Вашингтон же давит на Бейрут – главное "финансовое окно" сирийского режима – чтобы заставить ливанские банки отказаться от осуществления любых транзакций с участием Сирии.
Вдобавок наказать Дамаск решила Лига арабских государств (ЛАГ). Она обсуждает такую возможность уже давно, но реализовать эту угрозу до сих пор не удавалось (все-таки у Сирии немало союзников в организации). Но теперь решено: санкциям быть. Они будут включать в себя замораживание активов, принадлежащих сирийскому руководству, запрет на финансовые операции с центральным банком и правительством Сирии, а также на въезд сирийских официальных лиц на территорию стран ЛАГ (членство Сирии в этой организации было приостановлено ранее). Кроме того, Турция заявила, что может пересмотреть действующие договоренности о поставках электроэнергии в Сирию.
Впрочем, все это не очень испугало Дамаск. Во-первых, в силу того, что Сирия занимает ключевое положение в регионе, соседи просто не смогут бойкотировать ее в экономическом плане. Например, через сирийскую территорию Турция торгует с арабским миром, а Ирак – с Европой. Во-вторых, трансграничные поставки электроэнергии в регионе представляют собой довольно запутанную систему: многие страны здесь обмениваются "киловатт-часами", и порой трудно понять, кто кому поставляет больше. Ну, а в-третьих, у Сирии при любых раскладах останутся верные друзья в регионе, и главный из них – конечно, Иран.
Недавнее голосование по "сирийской" резолюции в Совбезе ООН показало, что у Дамаска есть могущественные друзья и за пределами Ближнего Востока. Главным из них является Россия. У нее с Сирией связаны немалые интересы. Например, в сфере экономики существует большой задел для двустороннего сотрудничества, ведь около сотни промышленных и инфраструктурных объектов на сирийской территории были построены в свое время при участии СССР. В их числе нефтеперерабатывающие заводы и электростанции, заводы и ирригационные сооружения. Все эти объекты можно будет в дальнейшем обслуживать и модернизировать. Кроме того, сирийцы готовы привлекать российские компании к осуществлению новых проектов, в частности, в нефтегазовой сфере. В стране есть спрос на оборудование и технику, а также вооружения российского производства. Наконец, Москва и Дамаск подписали соглашение о модернизации портов Тартус и Латакия. В Тартусе существует единственная в Средиземноморье стоянка для российских военных кораблей, которая должна превратиться в полноценную военно-морскую базу. Нетрудно догадаться, что если режим Асада падет, то этим планам не дадут осуществиться. Поэтому Россия до последнего будет защищать своего союзника в арабском мире. Вот только шансов на благополучный исход этой борьбы, увы, немного.
Президент не ожидал проблем с помощью от союзников
Не исключено, что это приведет к началу третьей мировой войны