Медведев повелел сменить систему

Президент уже не раз демонстрировал дизайнерские способности в деле политических реформ. На либерализацию избирательной системы он потратил два года. Результат известен: парламентские выборы завершились Болотной площадью


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Пока страна с напряжением следит за ползущим вниз рейтингом будущего президента Владимира Путина, Дмитрий Медведев примеряет на себя роль лидера "Единой России". Шестнадцатого декабря на встрече с партактивом действующий глава государства анонсировал политическую реформу, заявил о необходимости обновления в самой партии и потребовал, чтобы все без исключения лидеры "Единой России" были ее членами: если "партия проседает", то они должны разделять с ней "все политические риски".

Звучит интригующе: ни выдвинутый партией на должность президента Путин, ни сам Медведев, возглавивший список ЕР на выборах в Госдуму, ее членами не являются. Более того, в ходе начавшейся президентской кампании Путин, довольно откровенно дистанцирующийся от теряющей популярность "партии власти", потребовал "не задвигать" при распределении мандатов членов Общероссийского народного фронта.

Медведев не стал уточнять, какие именно изменения он предлагает внести в действующую политическую систему, которая "себя исчерпала". Он сделает это через несколько дней, оглашая свое последнее президентское послание Федеральному Собранию. Однако по многим приметам можно догадаться о том, что речь идет о создании так называемого "партийного правительства" – то есть о переходе к формированию правительства на основе предложений парламентского большинства.

По действующему законодательству, президент предлагает Госдуме лишь кандидатуру премьера, которую депутаты вправе отклонить. Остальных членов правительства глава государства назначает единолично по представлению премьера.

Идея "партийного правительства" давно имеет хождение в коридорах власти. Более-менее внятно она оформилась к 2006 г., когда идеологи от бюрократии пытались изобрести более-менее легитимный вариант третьего срока для Путина. Но реализована в полной мере идея так и не была. Это потребовало бы основательной правки основных разделов Конституции, и, по всей видимости, в Кремле не решились на создание опасного прецедента. По действующей Конституции Россия – не просто президентская, а суперпрезидентская республика, и администрация главы государства – последнее место, где стремились бы изменить соотношение сил.

О партийном правительстве вспомнили минувшей осенью, после того как участники тандема распределили роли на следующие шесть лет. В сентябре глава администрации президента Сергей Нарышкин заявил, что после выборов Медведев может возглавить "Единую Россию" и приступить к формированию партийного правительства.

Когда партия власти проседает, партийное правительство превращается в инструмент диверсификации политических инвестиций: ответственным за непопулярные экономические реформы становится не беспартийный премьер персонально, а целая партия. Это особенно актуально, когда парламентские выборы позади, а президентские – стремительно приближаются.

На самом деле модель парламентской республики подразумевает, что правительство получает мандат на управление государством от законодательной власти. То есть не президент назначает правительство, а парламент. Но нам ничего такого не нужно. Правительство может стать партийным просто "по факту", разъяснял вице-спикер Госдумы (теперь уже бывший) Олег Морозов: "Если результаты выборов будут такими, как мы прогнозируем, понятно, что лидер нашего списка возглавит правительство, и следовательно, будет его формировать, руководствуясь, в том числе, партийными предпочтениями".

Похоже, подвести под рокировку партийный фундамент в тандеме придумали в последний момент. Нужно было как-то сгладить негативное впечатление от принятого решения. В конце концов, еще в начале года Медведев активно работал над созданием собственной политической силы либерального образца.

Рассчитывать на то, что вместе с партийным правительством в России появятся элементы парламентской демократии, не стоит. Дмитрий Медведев уже не раз демонстрировал дизайнерские способности в деле политических реформ. Напомним, на либерализацию избирательной системы он потратил два года. Результат известен: парламентские выборы прошли с небывалым количеством нарушений и вызвали массовые протесты: в конце концов, потребность в модернизации политической системы существует и неуклонно растет. Если модернизация избирательной системы "по Медведеву" закончилась Болотной площадью, то просто страшно представить, к чему может привести создание партийного правительства по тем же принципам.

Выбор читателей