Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Australian Broadcasting Corporation |
Автор исследования психолог Владимир Слуцкий из университета штата Огайо иллюстрирует этот тезис на примере. "Предположим, кто-то, кому вы доверяете, показывает вам объект, внешне похожий на ручку, и говорит, что это диктофон. Какой будет ваша первая реакция? Конечно, вы начнете тут же искать, где у него микрофон, как его включить или выключить. Возможно, первой мыслью будет, что это какое-то шпионское устройство. В общем, вы тут же поверите, что это и вправду диктофон, пускай он и выглядит, как ручка", - пояснил психолог.
Все дело в том, что человек использует язык, чтобы классифицировать предметы и явления окружающего мира. Название - это своего рода этикетка. По нему отличают одно от другого. Когда люди сталкиваются с чем-то ранее неизвестным, они стремятся узнать, как это называется, а только затем анализируют характеристики объекта. Поэтому люди верят, если у двух предметов одинаковое имя, то они идентичны, пусть и выглядят по-разному. Как оказалось, дети не настолько доверяют словам.
Интересные результаты получили исследователи Владимир Слуцкий и София Вей, чья работа опубликована в последнем номере научного журнала Psychological Science. Они провели два эксперимента, в которых участвовали дети в возрасте 4 - 5 лет и молодые люди от 23 и старше.
В первом эксперименте участникам показали картинки двух выдуманных существ. Одного назвали Фларп (flurp), а другого - Джалет (jalet). Они отличались друг от друга цветом, а также формой тела, рук, ног, головы и усов. Причем исследователи сделали так, чтобы головы невиданных зверей особенно привлекали внимание: они могли двигаться. У Фларпа она была розовая и качалась вверх-вниз, а у Джалета - синяя и болталась из стороны в сторону. Это была единственная часть тела, которая двигалась.
После того как добровольцы освоились и познакомились с животными, исследователи начали их проверять. Сначала им показывали картинки, на которых характерные особенности зверей, например, цвет головы, были перепутаны, и просили назвать, кто перед ними. Затем им показывали картинку, а одну из частей тела закрывали и просили угадать, какой формы и цвета будет закрытый элемент. В контрольном тесте им предложили изображения, которые были подписаны именами существ. Подвох заключался в том, что у Джалета была розовая голова, а у Фларпа синяя, хотя изначально было наоборот.
"Около 90% детей отличали одно животное от другого, ориентируясь по самому заметному признаку - по голове. Другие признаки, включая имя, были менее значимы для них", - прокомментировал результаты Слуцкий. В то время как взрослые ориентировались именно на название (37% участников). Только 31% из них различали зверей по голове.
Экспериментаторы решили, что, может быть, взрослых смутили незнакомые имена животных, поэтому они решили провести второй эксперимент, аналогичный первому. Только на этот раз зверей назвали проще - "плотоядный" и "травоядный".
В этом случае разница между результатами детей и взрослых стала только больше. Более половины старших участников ориентировались на названия, чтобы различать животных. Только 18% из них полагались на двигающуюся голову. Среди детей около 67% выбрала самую заметную часть тела в качестве отличительного признака, и лишь 7% из них стали полагаться на название.
"Мы думали, что стоит научить детей словам - и дело в шляпе. Дальше они уже справятся сами, ориентируясь на названия предметов. Оказывается, в младшем возрасте для них это вовсе не определение предмета, а лишь один из его признаков", - подвел итог Владимир Слуцкий.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт