Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
До последнего времени финансовая помощь терпящим бедствие странам Европы, таким как Ирландия и Португалия, выделялась по временной схеме, через Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), способный аккумулировать в себе до €440 миллиардов.
Скорейший запуск постоянного стабилизационного механизма объясняется требованиями главного европейского донора – Германии, настаивающей на упразднении EFSF. Ранее предполагалось, что временная схема с ESM просуществует до середины 2013 года.
По предварительным прикидкам, ресурсы ESM должны составить порядка €500 миллиардов. Однако, по мнению ряда экспертов и политиков, этой суммы будет недостаточно для того, чтобы спасти от возможного дефолта такие крупные экономики, как испанская и итальянская.
Почему европейцы решили перейти от уже созданного кризисного фонда EFSF к новой, постоянно действующей системе? Дело в том, что на время принятия решения о создании EFSF (9 мая 2010 г.) главы правительств стран ЕС пребывали в уверенности, что разразившийся в Греции долговой кризис так и останется чисто греческой проблемой. Срок существования фонда был ограничен тремя годами, за которые предполагалось полностью решить греческий вопрос и успокоить рынки. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
Осенью 2010 г. средства фонда были использованы для помощи Ирландии, которой была предоставлена кредитная линия на три года на общую сумму €85 миллиардов. Весной 2011 г. спасать пришлось уже Португалию, которой из средств EFSF выделили €78 миллиардов.
В тот момент, когда вслед за Грецией и Ирландией на грани дефолта оказалась Португалия, стало очевидно, что долговые проблемы в Европе будут только нарастать и временный фонд вряд ли справится с этим явлением. Так, весной 2011 г. родилась идея создания постоянно действующего финансового механизма, призванного спасти от краха экономики стран Европы и единую европейскую валюту. Усугубление ситуации осенью-зимой заставило европейские правительства поспешить с созданием этого спасительного механизма.
Помимо постоянного статуса, основной чертой, отличающей ESM от EFSF, будет наличие в нем собственного капитала, что придаст ему черты полноценной финансовой организации, наподобие МВФ местного масштаба. Напомним, что EFSF не располагал собственным капиталом и являлся по сути виртуальным фондом. "Живые" деньги, которые ему пришлось предоставлять Ирландии и Португалии, были привлечены от частных инвесторов в обмен на выпущенные фондом облигации. Гарантами по этой операции выступили ЕС и МВФ, которым и предстоит погасить обязательства EFSF, если фонду не удастся вернуть средства, потраченные на спасение стран от дефолта.
В отличие от EFSF, ESM будет располагать определенным количеством "живых" денег – €80 миллиардами. В соответствии с первоначальной концепцией ESM, 17 стран еврозоны внесут свои доли в собственный капитал создаваемой структуры пятью ежегодными траншами. На долю Германии придется €22 млрд, или свыше 27% всей суммы, при этом страна готова за один раз перевести на счет фонда сразу два годовых взноса по €4,3 миллиарда. Остальные €420 млрд будут представлены в виде гарантий стран еврозоны.
Способен ли вновь созданный механизм спасти страны ЕС от дефолта, а евро от краха? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Если предположить, что "триумфальное шествие" кризиса по Европе ограничится уже засветившимися "отщепенцами", шансы на спасение оказываются достаточно высоки. Если же на грани краха окажутся такие страны, как Италия, государственный долг которой превышает €1,9 трлн, никакие "постоянные механизмы" спасти Европу уже не помогут.
Противник целился в мирные соцобъекты