Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Проблема с представительством появилась после введения полностью пропорциональной системы выборов в Госдуму. Теперь мандаты внутри партийного списка распределяются в зависимости от количества голосов, поданных за ту или иную региональную группу. Поэтому маленьким регионам, где избирателей вообще мало, мандатов обычно не достается. Пояснительная записка к законопроекту обещает, что в таких регионах будут передавать "не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов получившему наибольшее число голосов в субъекте".
Но из текста самого закона это вовсе не следует. Там лишь сказано, что сначала депутатские места разделят между партиями, потом в самих партиях – между группами, получившими больше голосов. Потом определятся с регионами, где мандатов не получила ни одна партийная группа, и – если после распределения что-то еще осталось – по одному мандату получат партгруппы, получившие лучший результат в этих регионах. Такой механизм распределения "по остаточному принципу" маленьким регионам на самом деле ничего не гарантирует (обделенных областей может оказаться больше, чем вакантных мандатов), но грозит привести к ущемлению прав участников выборов. Вдруг у кого-то "лишних" мандатов не останется, зато другим придется делиться, да еще в пользу чужой партии?
В законопроекте есть и другие новеллы, но в основном по мелочи. Узаконили фото- и видеосъемку на участках – но и раньше это можно было делать по инструкции ЦИКа. Обязали кандидатов самих публиковать с Интернете сведения о доходах и имуществе – но тем самым просто освободили ЦИК от необходимости перепечатывать данные. Разрешили кандидатам создавать собственные избирательные фонды, но только за счет партийных или собственных средств – привлекать пожертвования нельзя, а это сильно ограничивает возможности участников. Наконец, снижение проходного барьера до 5%, как показали прошедшие выборы, еще не дает гарантий прохождения в Госдуму маленьким партиям.
На первый взгляд, новый предвыборный расклад не в пользу "Единой России": ее бренд теряет силу, и "паровозы" больше не тянут. В регионах партии власти было бы выгодно проводить своих людей в качестве независимых депутатов-одномандатников (вроде того, как это делается сейчас на муниципальных выборах в Москве, где формально "Единая Россия" вообще не выдвигала своих представителей).
Но и оппозиция вряд ли много заработает при новой системе: создание предвыборных блоков по-прежнему невозможно, поэтому инициированные Медведевым льготы и послабления в деле партстроительства грозят привести к полной атомизации оппозиции. При фактической отмене нормы численности партий и резком сокращении количества подписей, которые нужно собрать для регистрации списка, число участников следующих выборов может резко вырасти. В 2006 г. в России было 30 с лишним партий, более половины участвовали в парламентских выборах. На случай особо массового забега в нынешнем законопроекте даже предусмотрено отсутствие в избирательном бюллетене фамилий кандидатов – только названия партий и логотипы, это экономит место.
То есть следующие парламентские выборы рискуют превратиться в настоящую свалку из десятков нанопартий, среди которых избирателю будет очень трудно ориентироваться. У партсписка не будет лидера, олицетворяющего собой партию, и даже имен местных предводителей в бюллетенях может не оказаться. Таким образом, избирателю придется ориентироваться лишь на партийные бренды – приоритет получат либо уже хорошо знакомые и привычные, либо раскрученные при помощи телерекламы. Одним словом, если "Единая Россия" отказывается от системы "паровозов", то и ее соперникам не дадут опереться на фигуры популярных политиков.
Получается, что новый закон, во-первых, не приведет к радикальным изменениям правил игры. Во-вторых, он грозит нивелировать возможный положительный эффект от других инициированных президентом мер по реформированию политического устройства: упрощения правил регистрации партий, сокращения количества подписей, необходимых для участия в выборах. Одним словом, гора родила мышь. И как бы эта мышь не превратилась в полный провал.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт