Китайская мощь раздавит Россию

Благодаря росту экономической мощи и более позитивному отношению со стороны Запада в ближайшие 10 лет глобальные позиции Китая усилятся. Это может нанести ущерб третьим странам, в том числе нашей


ФОТО: AP



Недавний визит в Китай главы Международного валютного фонда Кристин Лагард в очередной раз всколыхнул интерес к стране, которая до сих пор считается главным локомотивом, вытягивающим мировую экономику из кризиса. Снова раздались голоса о том, что паровоз этот пыхтит из последних сил и вот-вот окончательно затормозит. Скептики обращают внимание на спад во многих значимых отраслях китайской экономики, ускорение инфляции, ужесточение монетарной политики и прочие факторы, свидетельствующие о том, что далеко не все так безмятежно в Поднебесной. Конечно, Пекин и сам заинтересован в сокращении темпов роста, чтобы избежать перегрева национальной экономики. Однако вместо плавного снижения ее может ожидать "жесткая посадка", предупреждают эксперты: вместо целевого роста в 7,5% по итогам 2012 г. этот показатель едва дотянет до 5%.

Эти настроения негативно отражаются на рынках. Например, проседают цены на драгоценные металлы, где спрос со стороны Китая играет важную роль. Но ряд аналитиков считают опасения по поводу жесткой посадки китайской экономики слегка преувеличенными. Так, например, специалисты компании Kestrel Partners увидели замедление инфляции в Китае, что, по их мнению, вполне укладывается в картину типичного китайского экономического цикла. Это следствие начатой властями год назад ограничительной монетарной политики, поясняют они, по той же причине снижается и потребительский спрос. Но в ближайшие несколько месяцев появятся новые стимулы, в первую очередь для инвестиций, и экономика отреагирует новым ускорением роста, так что особо беспокоиться за будущее Китая не стоит.

Не видит причин для волнений и Лагард, которая назвала Китай "светлым пятном" на фоне общей нестабильности мировой экономики. Она призвала Пекин продолжать движение вперед, которое, по мнению Лагард, заключается в реформировании национальной экономики в угоду мировому сообществу. В первую очередь, конечно, это касается курса юаня. Жесткая валютная политика китайских властей действует на США, как красная тряпка на быка, да и в ЕС особой радости не вызывает. В ноябре прошлого года американский Сенат даже обсуждал законопроект, согласно которому власти могли бы накладывать компенсационные пошлины на товары из тех стран, где для стимулирования экспорта намеренно занижается курс национальной валюты.

Но пока вступать в открытую конфронтацию с Пекином Штаты все же не решаются, пытаясь воздействовать не "кнутом", а "пряником". Китаю намекают, что от его валютной политики зависит превращение юаня в резервную валюту, к чему он так стремится. Лагард заявила, что в случае сохранения курса экономических реформ, направленных на освобождение юаня, он может стать резервной валютой МВФ.

А вот у российских экспертов такая перспектива радости не вызывает. Если Китай превратится в эмитента региональной (а возможно, и мировой) резервной валюты, это может привести к снижению стабильности международной валютной системы, ограничению возможностей использования российского рубля в международных расчетах и "валютным войнам", полагают авторы социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. По их мнению, Китай вообще представляет собой главную угрозу для нашей экономики. Благодаря росту экономической мощи и более позитивному отношению со стороны Запада в ближайшие десять лет глобальные позиции Китая усилятся, предупреждают авторы документа. Укрепление формата G2 (США и КНР) в управлении глобальными экономическими процессами и усиление влияния Китая в МВФ и ВТО может нанести ущерб третьим странам, в том числе России, указывают эксперты.

Даже несмотря на повышение курса юаня (а рано или поздно это все равно случится), высокая конкурентоспособность китайской обрабатывающей промышленности будет содействовать дальнейшему вытеснению с российского рынка отечественных производителей аналогичной продукции, а также препятствовать торгово-инвестиционной экспансии российских компаний за рубежом, прогнозируют авторы доклада. Интересы двух держав пересекаются и в Центральной Азии, где усиление Китая может помешать вовлечению региона в интеграционные проекты России. В частности, может усилиться конкуренция за центральноазиатские энергетические ресурсы и произойти ослабление таможенного контроля на южной границе Таможенного союза – между Казахстаном и Китаем. Это, в свою очередь, способно привести к срыву планов дальнейшего расширения Таможенного союза.

Выбор читателей