Астрахань стала зеркалом новой русской революции

Упорство Шеина, его готовность идти до конца и яростное неприятие любого компромисса – это ответ на потребность в лидере, который не променяет при первом же удобном случае доверие избирателя на уютное кресло


ФОТО: ИТАР-ТАСС



События в Астрахани начинают вызывать ощущение дежавю. В центре города вторую неделю проходят митинги за и против экс-кандидата в мэры города Олега Шеина, который уже почти месяц голодает, добиваясь пересмотра результатов муниципальных выборов.

В течение первых двух недель (голодовка была объявлена 16 марта) внимание СМИ сосредоточилось, в основном, на борьбе Шеина за видеозаписи с участков: Центризбирком и Минсвязи не спешили с выдачей доказательств фальсификации результатов голосования. Шестого апреля к событиям в Астрахани подключилась Лига избирателей. Делегация в составе Леонида Парфенова, Петра Шкуматова и Елизаветы Глинки прилетела в город и встретилась с группой Шеина. Елизавета Глинка ("доктор Лиза") заявила о необходимости прекратить голодовку, которая начинала представлять угрозу здоровью участников.

В начале прошлой недели в Астрахань потянулись политики и общественные деятели: депутаты Госдумы Дмитрий Гудков и Илья Пономарев, блогер Алексей Навальный, участники движения "За честные выборы" из разных регионов. Участники молодежных прокремлевских движений оперативно развернули митинг против приезда Навального. "Астраханцы не любят варягов", отчитался в своем блоге местный губернатор Александр Жилкин, гордясь, что "две тысячи человек собрались за одну ночь" в знак сплочения против "эмиссаров".

К 14 апреля в областном центре высадился десант из полутора десятков депутатов Госдумы во главе с лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым. По такому случаю в субботу с утра на улицы вывели бюджетников и "нашистов" – на митинг в поддержку единоросса Михаила Столярова, который официально одержал победу на выборах мэра города. Риторика митинга оказалась "антиоранжевой". "Мы говорим "нет" заезжим провокаторам, которые пытаются разжечь огонь вражды в регионе", – звучало с трибуны.

Сторонников Шеина на площадь Кирова, где должен был пройти митинг, не пустили: там, по разным версиям, то ли проводили санобработку после собрания сторонников Столярова, то ли искали бомбу. В результате несколько тысяч человек прошли по центру города, дойдя до астраханского Кремля.

По оценкам областного управления МВД, пиковое число участников акции в поддержку Шеина составило 400 человек, в то время как за Столярова на улицы вышли несколько тысяч горожан. Организаторы оппозиционного митинга утверждают, что все было как раз наоборот: на площади, где собрались сторонники действующего мэра, несколько тысяч просто не поместились бы, в то время как число участников альтернативного шествия достигло пяти тысяч человек.

Все это очень напоминает противостояние столичных площадей в феврале: Болотная против Поклонной, гражданская инициатива против бюджетников, доставленных на казенных автобусах, "агенты Госдепа" против адептов стабильности. Только на этот раз протест вышел за рамки Садового кольца, которое до сих пор считалось основным ареалом обитания "рассерженных горожан". И это, судя по всему, пугает власть не на шутку. Отсюда возмущенные комментарии "Единой России" про нездоровый ажиотаж вокруг событий в Астрахани и гневные реплики зампредседателя ЦИК Леонида Ивлева по поводу "политического туризма". Астраханскую смуту пытаются представить как результат подрывной работы пришлых эмиссаров (которые, разумеется, состоят на содержании у Госдепартамента).

Отчасти протестный подъем в Астрахани – действительно результат вспышки общего интереса к происходящему там. Однако не мешало бы разобраться, почему он вдруг возник на фоне общего спада (счет участников последних акций оппозиции в Москве идет на сотни).

Безусловно, основная заслуга принадлежит Олегу Шеину. Контролируемый процесс партстроительства привел к тому, что существующие политические организации "заточены" под компромисс и органически не способны отстаивать интересы избирателя, если те идут вразрез с интересами действующей власти. Большинство думающих избирателей это чувствуют, даже если не осознают. Упорство Шеина, его готовность идти до конца и яростное неприятие любого компромисса, будь то стакан сока или должность в Астраханской администрации, – это ответ на существующий запрос, пусть пока еще не осознанную потребность в лидере, который не променяет при первом же удобном случае доверие избирателя на уютное кресло.

Другая составляющая астраханского успеха – это очевидный кризис идей и целей в стане лидеров оппозиции. Очевидное свидетельство такого кризиса – появление альтернативного оргкомитета протестных акций 6 мая – "За честную власть". Главная претензия отделившихся ко вчерашним соратникам – их непоследовательность и неготовность к более решительным шагам. В то же время оппоненты оргкомитета "За честную власть" справедливо подозревают, что от "более решительных шагов" до обвинений в экстремизме – всего ничего, и они еще не уверены, что это действительно нужно.

Олег Шеин пытается нащупать третий путь. Его голодовка – эффективный и вполне реальный метод протеста, который не ставит под угрозу общественную безопасность, только здоровье самого Шеина. Это очень трудный путь, который вряд ли имеет смысл рекомендовать к массовому применению. Однако он позволяет получить в перспективе ответ на самый актуальный для оппозиции вопрос "Что дальше?".


Обсудить на Facebook

Выбор читателей