Москвичи бегут в деревню

Неприятие "отдыха попой кверху" вызвано позднесоветским опытом, когда свой огород был необходим для пропитания. Сегодня заработать деньги, которых хватит для непритязательной сельской жизни, можно, не слишком напрягаясь


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Как выйду на пенсию – сдам квартиру и уеду в деревню" – о таком плане действий я услышала сразу от нескольких знакомых. При этом деревенским детством может похвастаться только одна супружеская пара: у них в родной деревне до сих пор живет мать мужа, несколько сестер жены и куча дальней родни. Все праздники они проводят "дома", как говорят оба, их дети там же проводят каникулы.

Из остальных знакомых трое – как раз из тех, кто проводил в деревне каникулы. То есть горожане во втором – третьем поколении. Остальных потянуло в деревню недавно и как-то спонтанно. Кто-то купил "по случаю" дешевую избу-развалюху, кто-то сознательно брал участок в деревне, потому что это дешевле, чем садоводческое товарищество, и взять можно хоть гектар.

Перелом, похоже, наступил после прихода в деревню цивилизации. "У нас поселок чуть совсем не вымер: оставались только старики, – рассказывает Неля. – А как газ провели, дорогу сделали, так потянулись назад. Сейчас многие из наших возвращаются, особенно кто на пенсию вышел".

Александру до пенсии далеко, но гектар он в Ярославской области прикупил. Все началось с невинного желания завести дачу, а потом вдруг оказалось, что выращивать кабачки гораздо увлекательнее, чем заниматься накладными и бухгалтерией. Бросать свой небольшой бизнес в области грузоперевозок Александр не собирается, но планирует посвящать ему минимум необходимого времени. Тем более сегодня, когда Интернет есть и в деревне, руководить можно и дистанционно.

Это, кстати, довольно характерно: многие из тех, кто, покупая дачу, клялся использовать ее исключительно для отдыха и шашлыков, сегодня увлеченно спорят о преимуществах органического земледелия перед традиционным. Похоже, неприятие "отдыха попой кверху" у нашего поколения было вызвано позднесоветским опытом, когда собственный огород был необходим для пропитания. Сегодня заработать деньги, которых хватит для непритязательной сельской жизни, можно, не слишком напрягаясь. А если еще и кормиться со своего огорода, то московской пенсии, например, хватит за глаза.

А дальше может быть еще веселее: по прогнозам аналитиков российский АПК становится очень выгодным для инвестиций. Спрос на продовольствие растет во всем мире из-за роста благосостояния в развивающихся странах и общемировой инфляции. Плюс резкие колебания климата, вызывающие то засухи, то наводнения, то ураганы, то заморозки, приводят к неурожаям в традиционных мировых житницах. А Россия имеет огромный потенциал развития сельского хозяйства (сколько у нас заброшенных пашен, животноводческих комплексов, одичавших садов?), изменения климата идут на пользу большинству ее районов рискованного земледелия.

Разумеется, первую скрипку, как во всех странах, будут играть крупные компании. Однако специфика сельского хозяйства такова, что им все равно нужна масса фермеров, выполняющих подрядные работы. Уже сегодня таким образом строится работа в южных регионах: жители выращивают, например, подсолнечник, или кукурузу, или овощи, а крупная компания снабжает их необходимыми удобрениями, семенами, техникой, технологией и скупает урожай. Скорее всего, так же будут работать и в других регионах.

Впрочем, можно зарабатывать и другим способом. "В первый год ты заготавливаешь сено – косишь и свои угодья, и неудобья, берешь подряды на скашивание, например, у железной дороги. Это дает немного – только на закупку семян кормовых трав, – учит меня фермер Михаил. – На второй год ты уже сеешь кормовые травы – такое сено стоит гораздо дороже, и денег хватит на постройку свинарника и закупку поросят. Через восемь месяцев ты начинаешь получать прибыль".

Михаил – мой бывший однокурсник. В 1990-х он бросил наимоднейшую в тот момент и очень денежную работу банкира, купил дом в деревне и взял 10 га земли в аренду. Повлияли на него друзья, уехавшие из Москвы фермерствовать. Из той компании в деревне остался только Михаил, остальные вернулись в столицу. Один покончил с собой, не сумев расплатиться за кредиты. Тогда крестьянам пообещали, да так и не дали настоящей собственности на землю, дешевых кредитов и субсидий. Очень хочется надеяться, что на это раз власть сделает выводы и вторая "аграрная революция" будет успешнее.



Обсудить на Facebook

Выбор читателей