Россиян будут паковать в автозаки с кондиционерами

ФСИН устроила в Рязани выставку новых комфортабельных автозаков и заодно рассказала, чем наши осужденные и задержанные отличаются от западных




Россия – это вам не Европа, конечно. Здесь не так живут и по-другому умирают. И сидят тоже "по-нашему", в соответствии с родным российским менталитетом.

Об этом рассказал во вторник в Рязани начальник управления охраны и конвоирования ФСИН, полковник внутренней службы Михаил Буц.

На территории Академии ФСИН журналистам была представлена выставка новейших российских автозаков. Делают их в городе Мелеуз в Башкортостане руками тамошних заключенных. Спрос государства на автозаки потихоньку подрастает – в 2011 г., к примеру, было изготовлено 75 автомобилей, в этом году заказано уже 93 машины.

Современные автозаки, по словам Михаила Буца, отличаются комфортными условиями перевозки. Во всех машинах скоро появится ГЛОНАСС и кондиционер. На данный момент ГЛОНАССом оборудована четверть автомобилей; сколько оборудовано кондиционерами, полковник не уточнил. Но пообещал: "Перевозить теперь будем по европейским нормам".

Я полезла в выставочные автозаки, чтобы своими глазами посмотреть на европейские нормы. Увы, никакого комфорта внутри специальных "ГАЗелей" и "КамАЗов" обнаружить не удалось. В европейские стандарты увиденного тоже почему-то верилось с трудом.

В "ГАЗельку", к примеру, стражи порядка умудряются запихнуть 21 осужденного либо задержанного, плюс туда умещаются еще четыре сотрудника. Внутри расположены целых четыре (!) одиночных камеры и одна общая.

Посмотришь одиночную камеру – и оторопь берет. Чтобы просидеть в таком крохотном пространстве хотя бы минуту, надо обладать сверхустойчивой психикой. Обнаружить в этой металлической коробочке кондиционер не удалось, как я ни искала – имелся только тусклый свет и несколько дырочек в стене. "Это вместо кондиционера вентиляция", – пояснил один из сотрудников ФСИН.

"В этой консервной банке – хоть с вентиляцией, хоть без вентиляции – от жары подохнуть можно. Сейчас она еще мало на жаре постояла и почти не нагрелась", – так прокомментировали "комфортное авто" сами фсиновцы.

"Это и есть европейские нормы?" – уточнила я у Михаила Буца. И тут неожиданно выяснилось, что никаких европейских норм, на наше российское счастье, вообще нет в природе.

"Мы недавно ездили в Германию. Там если заключенного надо куда-то отвезти, конвоиры просто заказывают такси", – рассказал мне Михаил Буц.

В Европе, что удивительно, не существует даже уголовной статьи за побег – к беглецам применяют меры тюремного социального лифта. "Допустим, сидел он в хорошей камере – они вообще там все сидят в одиночках. Если он сбежал, его ловят и сажают в камеру похуже. И чтобы вернуться со временем в хорошую камеру, заключенному надо потратить уйму времени и сил", – сообщил Михаил Буц. И, что самое удивительное, никто никуда не бежит!

"А почему бы в России не перевозить как в Германии, на легковых автомобилях?" – спросила я. Ответ не поразил своей оригинальностью – да потому, что все сразу разбегутся.

В прошлом году, к примеру, даже несмотря на грозные спецавтомобили и огромные сроки за побег, на стадии следствия сбежал 41 человек. Впрочем, конвоирование на этом этапе осуществляет МВД, а не ФСИН. А вот у сотрудников ФСИН ни одному осужденному на этапе конвоирования сбежать не удалось. Из мест же заключения убежали в 2011 г. лишь четыре человека.

Наш заключенный всегда упорно норовит покинуть места заключения. Один, к примеру, недавно "пытался оторваться в лесу, была использована служебная собака и оружие, побег был пресечен". При этом, правда, беглец погиб.

"А если у нас тоже применить социальный лифт?" – предположила я. Но, оказалось, никакие лифты в России никого не спасут: "У нас менталитет другой. Наш контингент по сравнению с европейским жестче, циничнее, более дерзкий. Может, через много лет наши заключенные станут такими, как в Европе", – предположил Михаил Буц. А пока, если не запихивать отечественный спецконтингент в металлические коробки, то "вскоре вам, не дай бог, придется встретиться с ними в магазине".

"Поэтому главная наша задача – обеспечение изоляции", – подвел итог Михаил Буц.

А кондиционеры, сообщили мне, в автозаках почему-то часто ломаются. Но ничего. Главное, антивандальные лампочки под сиденьями работают хорошо.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей