"Единая Россия" становится клоном КПСС

Медведеву предстоит быть не только техническим премьером, но и техническим лидером партии: ему не предоставляется возможности принимать ключевые решения, но разрешено заниматься их реализацией


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В минувшие выходные на съезде "Единой России" окончательно завершилась рокировка тандема, начавшаяся восемь месяцев назад. Напомним, 24 сентября прошлого года, также на съезде "Единой России", теперь уже экс-президент Дмитрий Медведев заявил, что не будет баллотироваться на второй срок, но готов возглавить правительство. Тогда же высокопоставленные чиновники впервые заговорили о том, что к премьерскому посту прилагается руководство "Единой Россией". На парламентских выборах в декабре именно Медведев возглавил список партии. Теперь, наконец, он официально стал председателем Единой России".

Смысл такого приложения к премьерскому посту, по всей видимости, продиктован чисто формальной логикой: во многих европейских демократиях действует схема, при которой главой правительства становится лидер победившей партии. В российском законодательстве такого условия нет – при решении проблемы "третьего срока Путина" идея законодательно закрепить сочетание "премьер – лидер победившей партии" обсуждалась, но так и не была реализована. Тем не менее Путин перед переходом в Белый дом возглавил "Единую Россию", чего избегал на протяжении двух президентских сроков – видимо, на случай, если возникнет потребность в дополнительных рычагах контроля над пришедшим в Кремль преемником. По аналогии на региональном уровне была реализована похожая схема "победившая партия выдвигает кандидатов в губернаторы".

В рамках той же логики партию власти, как переходящий приз, теперь получает Медведев. Для него это далеко не самое удачное приобретение. Во-первых, потому, что партия находится в глубоком кризисе: ЕР плохо показала себя на парламентских выборах и испытывает все большие проблемы в ходе региональных кампаний. Во-вторых, потому, что полного контроля за "Единой Россией" Медведев не получит. По своему назначению "Единая Россия" – это приводной ремень вертикали власти, а кому принадлежит реальная власть – хорошо известно. По данным "Известий", окончательно решено, что работа с "Единой Россией" – зона ответственности Вячеслава Володина, потому что контроль за внутренней политикой сосредоточен в администрации президента. Издание отмечает, что ключевые посты в аппарате партии уже заняли люди Володина, а бывший кремлевский куратор партстроительства вице-премьер Владислав Сурков лишен возможности влиять на партийную жизнь.

Таким образом, Медведеву предстоит быть не только техническим премьером, но и техническим лидером партии: ему не предоставляется возможности принимать ключевые решения, но разрешено заниматься их реализацией. Первым таким решением, похоже, станет реформа партии, к которой премьер уже приступил.

Судя по многочисленным приметам, до какого-то момента в Кремле всерьез решали: не следует ли списать партию как изживший себя проект и начать новый – например, тот же "Народный фронт", под эгидой которого президентские выборы прошли не в пример удачнее парламентских. Однако в итоге ставка была сделана на легкий ребрендинг "Единой России". Вводится ежегодная 10%-я ротация руководства партии, единый пятилетний срок полномочий для всех постоянно действующих органов партии, выборность секретарей парторганизаций всех уровней путем прямого и тайного голосования. Доля секретарей первичных и местных отделений в генсовете в должна достигать не менее 20% от его состава, а в политсовете регионального отделения – 30%; как ожидается, это повысит роль низовых организаций. От себя новый лидер посоветовал партийцам идти в соцети и не бояться дискуссий.

Впрочем, как было замечено многочисленными наблюдателями, самого Медведева избрали на безальтернативной основе, а радикальных изменений в руководящих органах партии не произошло (если, конечно, не считать ликвидации института сопредседателей, который с самого начала был формальностью, а с уходом сопредседателей из большой политики и вовсе утратил смысл). Даже председатель Высшего совета партии Борис Грызлов сохранил свой пост, хотя на съезде отсутствовал. Что еще раз подтверждает торжество принципа демократического централизма. Именно по такому принципу в свое время строилась КПСС. А у нас, как совершенно справедливо говорил Черномырдин, какую партию ни строй – все равно КПСС получится.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей