Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Идея ввести утилизационный сбор родилась в недрах Минпромторга практически сразу после завершения переговорного процесса по поводу вступления России в ВТО. В апреле на правительственном совещании в Тольятти инициативу поддержал Владимир Путин, тогда еще премьер-министр, и поручил профильным ведомствам разработать соответствующие предложения по ее реализации.
Формально новый налог призван компенсировать экологический ущерб и затраты на утилизацию отживших свой век машин. Но главная цель – защитить внутренний рынок. До сих пор с этой задачей успешно справлялись заградительные пошлины на иномарки (особенно на подержанные), которые должны постепенно снизиться после вступления России в ВТО.
А утилизационный сбор правилам ВТО не противоречит, и его аналог существует во многих странах, уже входящих в организацию. В отличие от вышеупомянутых пошлин, экологический налог касается всех производителей и поставщиков автомобилей, в том числе отечественных, следовательно, нельзя говорить о прямой дискриминации отдельных участников рынка. Однако компании, имеющие производство на территории России, вместо живых денег будут предоставлять гарантийные обязательства по утилизации собственной продукции, причем только той, что сошла с местных конвейеров.
Ранее предполагалось, что от оплаты сбора живыми деньгами могут быть освобождены и импортеры, располагающие товаропроводящей сетью или договорами с дилерами не менее чем в 40 субъектах РФ, а также правами на торговую марку автомобиля. Но, по данным газеты "Коммерсантъ", им также придется раскошелиться.
Для новых легковушек сбор составит 20 - 45 тыс. руб. в зависимости от объема двигателя, для грузовиков 150 - 400 тыс. в зависимости от тоннажа. К подержанным машинам будут применяться повышающие коэффициенты, и здесь налоговая нагрузка может дойти до 600 тыс. руб. для легковых машин, 700 тыс. - для среднетоннажной техники, 900 тыс. - для тягачей и порядка 1,5 млн руб. - для тяжелых грузовиков.
По сути, речь идет о новом налоге на импорт, отмечают эксперты. И очевидно, что он будет заложен в стоимость автомобилей. Но кардинальных перемен на рынке на самом деле ждать не стоит: практически все бюджетные модели уже собираются в России. (И, кстати, иностранные концерны, построившие заводы на территории страны, столь же обеспокоены предстоящим снижением пошлин, как и отечественные производители.) А завозятся, в основном, машины класса "люкс" – в этом сегменте повышение цены на 25 - 40 тыс. руб. будет практически незаметно.
Вот только тех, кто ждал вступления России в ВТО в надежде отовариться подержанным заграничным авто по разумным ценам, ожидает глубокое разочарование. Утилизационный сбор грозит сделать зарубежный автохлам еще дороже, чем сейчас.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг