На пожарах нагревают руки любители халявы

В результате пожаров в сельской местности в выигрыше остаются те, кто не застраховал дома. Страховщики боятся, что благодаря строительству домов для погорельцев за счет государства массовое сельское страхование зачахнет окончательно


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В среду состоялся видеомост Москва – Санкт-Петербург – Екатеринбург, посвященный вопросам страхования жилых домов от лесных пожаров. По словам принявших в нем участие представителей страховых компаний, в прошлом году дома горели не очень неактивно. За весь 2011 г. сгорело 3,2 тыс. жилых домов (дачи не вошли в статистику). Это на 33% ниже рекордного по летней температуре и количеству лесных пожаров 2010-го. В текущем году пострадавших от огня, судя по всему, будет еще меньше – лето началось дождями.

Впрочем, не все так просто. "В этом году – другая беда, – рассказала директор уральского регионального управления страховой компании "Северная казна" Вера Гришина. – Ситуация тяжелая из-за молний, которые попадают в дома, и они выгорают полностью. Только в Екатеринбурге у нас уже успели выгореть несколько дорогих коттеджей, каждый из которых был застрахован на несколько миллионов рублей".

Средняя сумма страхования домов в России составляет 500 тыс. руб. – по оценкам страховщиков, это примерно соответствует рыночной стоимости среднестатистического дома. При этом страховой взнос при заключении договора страхования составляет от 1% до 3% стоимости жилища, что для большей части жителей российской глубинки деньги довольно существенные. Поэтому и страховать недвижимость они не торопятся – всего в России застраховано примерно 5% частных жилых домов.

Да и зачем страховаться? По словам аналитика земельного и фондового рынков Дмитрия Ларионова, социальная политика такова, что сознательные и ответственные граждане чаще всего оказываются в дураках: "В Воронежской области половина деревни застраховала свои дома, а вторая половина – нет. В прошлом году деревня сгорела. Тем, у кого дома не были застрахованы, государство построило новые. А тем, у кого была страховка, сказали: Вы что, хотите два раза деньги получить?". Теперь те, у кого не было страховки, хвастаются новыми домами – они оказались лучше и дороже сгоревших. Тогда как владельцы страховок смогли получить лишь часть рыночной стоимости сгоревших строений.

Все это наводит наших граждан на определенные соображения – получается, что тратить собственные денежки на страхование жилья не только затратно, но и просто глупо. Данный факт приводит в недоумение и страховые компании, которые и так от российского рынка страхования жилья не в восторге. В позднесоветские времена, к примеру, было застраховано 50% всего жилого фонда, включая квартиры в многоквартирных домах. Жилье в селах страховали в обязательном порядке. Зато и стоило страхование, в отличие от сегодняшнего, сущие копейки – десятую долю процента.

Примерно таким же образом страховали дома и в царской России. "Огневое страхование – самый первый вид страхования у нас в стране, он активно развивался еще в XVIII веке, – рассказал председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Юрий Бугаев. – После революции огневое противопожарное страхование было восстановлено в СССР одним из первых в 1921 году".

В царской России цена на страховку для крестьян была очень низкой за счет больших объемов: страховались целыми деревнями. Сейчас "коллективная сознательность" тоже чаще проявляется там, где сохранились дружные деревни, однородные по своему материальному положению – так, в Екатеринбурге застрахованными оказались аж 20% от общего числа частных домов. Это больше, чем в "богатенькой", но разобщенной Москве – в столице и Подмосковье застраховано всего 10% частного жилья.

Однако страховщики боятся, что благодаря строительству домов для погорельцев за счет государства и активному освещению этого строительства в СМИ массовое сельское страхование зачахнет окончательно.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей