Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Этот расклад можно считать закономерным результатом политического кризиса, поразившего страну. В ходе прошедших в мае парламентских выборов окончательно разрушилась действовавшая на протяжении многих лет политическая система, базирующаяся на преобладании в парламенте двух партий: праволиберальной "Новой демократии" и левоцентристской партии Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК). На выборах 2009 г. они получили суммарно около 80% голосов, после чего создали коалицию.
Результаты майских выборов в парламент разрушили этот статус-кво. Получившая 19% голосов "Новая демократия" и ПАСОК с 13% так и не смогли договориться о формировании правительства, в результате чего были назначены новые выборы. Примечательно, что именно эти партии сегодня ассоциируются у большинства населения с принятием Грецией обязательств перед ЕС, предусматривающих жесткие меры экономии.
Напомним, Афины получили от ЕС €130 млрд экономической помощи и согласие частных кредиторов списать еще €100 млрд старых долгов. В результате более 70% 266-миллиардного долга страны сосредоточилось в руках Европейского центрального банка, правительств стран ЕС и МВФ. Европейские политики были крайне обеспокоены перспективой победы "Сиризы" и появления в греческом парламенте популистской коалиции. Опасения усиливались последними заявлениями лидера "Сиризы" Алексиса Ципраса, заявлявшего о намерении требовать отмены кредитных соглашений Греции с ЕС и МВФ сразу после победы своей партии на выборах.
Эксперты тем временем не жалели красок, упражняясь в прогнозах того, чем обернется подобный расклад для самой Греции и для всех остальных участников мирового экономического процесса. Так, автор вышедшей на днях в британской The Times публикации предположил, что приход к власти левых радикалов, отказ от европейской помощи и возвращение к драхме приведут "Драхмагеддону": финансовому краху, "набегам на банки" и общему хаосу.
К счастью, такого развития событий, похоже, удалось избежать. Лидер "Новой демократии" Антонис Самарас уже заверил, что правительство, сформированное с участием его партии, будет соблюдать договоренности с иностранными кредиторами.
Алексис Ципрас, в свою очередь, выступил с заявлением, что "Сириза" не будет участвовать в правящей коалиции, а сосредоточится на оппозиционной деятельности в парламенте.
Это снимает риски появления в правительстве мощной леворадикальной группы, способной препятствовать реализации соглашений, достигнутых с ЕС и являющихся единственной гарантией от вылета Греции из еврозоны.
Впрочем, говорить о полном разрешении политического кризиса в Греции пока рано. Лидер левоцентристов из ПАСОК Эвангелос Венизелос отверг возможность возобновления коалиции с "Новой демократией". Если партиям вновь не удастся договориться о формировании правительства, существует вероятность повторения майской ситуации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Наличие подобного рода рисков хорошо понимают в ЕС. Представители Германии уже намекнули на то, что Европа может пойти на определенное смягчение требований к спасаемой ею Греции. Буквально сразу после появления первых обнадеживающих результатов выборов немецкие власти призвали Грецию сохранить участие в еврозоне, пообещав уступки в переговорах о соглашениях с международными кредиторами.
"Мы хотим, чтобы Греция осталась в еврозоне и осталась частью Европы. Мы бы хотели также, чтобы новое правительство страны соблюдало условия заключенных ранее договоров", – заявил министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Говоря о возможных изменениях в договоре Греции с международными кредиторами, Вестервелле отметил, что "внесение существенных изменений в текст договора на данном этапе невозможно", однако "в ряде вопросов, в том числе – о сроках выполнения ряда условий соглашения, возможны обсуждения с последующими изменениями и уступками".
Позиция Германии, которая остается главным экономическим драйвером континентальной Европы и последним бастионом противостояния кризису, абсолютно понятна. Окончательная дестабилизация Греции и ее выход из зоны евро серьезно ударят по этой и без того слабой конструкции. Чем обернется такой удар для ЕС, сегодня лучше даже и не думать. Поэтому немецкая сторона надеется разрядить ситуацию посредством чисто политического шага, предложив небольшую уступку. По логике вещей, эта уступка может послужить поводом к смягчению позиции наиболее упертыми политическими партиями и, как следствие, к долгожданному формированию правительства. Вероятность такого исхода достаточно велика, хотя и не абсолютна.
Брюссель знает, чего хочет