Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке

Возможности интеграции российского образования в мировой процесс подготовки кадров с началом перехода на новую систему значительно расширились




В конце 90-х гг. страны Европы начали работу по унификации системы высшего образования, приведению ее к единому стандарту. Основная цель этого процесса – обеспечить высокое качество обучения для студентов всех европейских стран. Созданная в 1999 г. Болонская система призвана увеличить мобильность студентов и облегчить их трудоустройство, так как позволяет сравнительно легко определить уровень подготовки выпускников. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 г., и с этого момента во всех государственных вузах начался процесс перехода на обучение по принципу "бакалавриат плюс магистратура".

Переход на Болонскую систему вызывал немало критики: поднимались вопросы о качестве образования, которое может получить бакалавр за четыре года обучения, и о нарушении системы российского образования, которая и без того сталкивается с целым рядом системных проблем. Тем не менее, возможности интеграции российской системы образования в мировой процесс подготовки кадров с началом перехода на новую систему все-таки значительно расширились. Вузы не просто отправляют студентов на стажировки по обмену, но и разрабатывают совместные образовательные программы; студенты отправляются на практику за рубеж и могут поступать в магистратуру любой из стран-участниц системы; организуются курсы повышения квалификации для преподавателей; в вузах начали создаваться попечительские советы, члены которых представляют как отечественные, так и зарубежные компании. А это значит, что к процессу смогут подключаются и работодатели.

Сейчас построение прочной двусторонней связи "работодатель-вуз" находится в самом начале своего пути. Конечная же цель состоит в том, чтобы представители частных компаний регулярно принимали участие в разработке учебных программ вузов и вносили свои коррективы в соответствии с требованиями, которые предъявляет рынок труда.

Есть вузы, которые с осторожностью принимают новые стандарты образования, есть и те, кто позитивно относится к возможностям новой системы. Одним из примеров, когда удается удачно сочетать классические наработки и нововведения, является Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, который осуществляет подготовку кадров для быстро развивающейся медиаотрасли. В университете уверены, что международное сотрудничество позволяет выпускникам чувствовать себя уверенно как на внутреннем, так и на международном рынке труда.

"Подготовка специалистов для быстро развивающейся медиаотрасли – а именно это является основной задачей нашего университета - требует постоянного обмена опытом с зарубежными коллегами. Мы убеждены, что международные связи помогают актуализировать программу обучения, готовить специалистов, отлично разбирающихся в современных процессах, и практика подтверждает это. Благодаря сотрудничеству вуза с иностранными партнерами, наши выпускники востребованы как на внутреннем, так и на международном рынке труда", - отмечает ректор Московского государственного университета печати Константин Антипов.

Университет печати действительно имеет договоренности об обмене студентами со многими странами как ближнего, так и дальнего зарубежья: Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Китаем, Литвой, США, Францией, Южной Кореей. Среди западных вузов наиболее тесное сотрудничество осуществляется с Высшей школой средств информации (г. Штутгарт, ФРГ), Бергским университетом (г. Вупперталь, ФРГ), Высшей школой техники, экономики и культуры (г. Лейпциг, ФРГ), Специальной высшей школой (г. Шмалькальден, ФРГ), Университетом Джунг Бу (Южная Корея). С британским Университетом Оксфорд Брукс и Государственным университетом библиотековедения и информационных технологий Болгарии МГУП имени Ивана Федорова реализует программу двойных дипломов, а в Бергском университете предусмотрена возможность бесплатных стажировок для студентов МГУП.

В 2008 г. при поддержке индийской компании APTECH Limited и британской Meridian Technologies при МГУП был создан международный образовательный центр "Arena Multimedia", который готовит специалистов в области компьютерного дизайна, анимации, 3D-моделирования, веб-технологий и рекламы. Центр "Arena Multimedia" нацелен на предоставление прикладных знаний в самых инновационных областях медиарынка и помогает студентам найти работу в актуальных направлениях – таких как мультимедиа, анимация и веб-дизайн – уже в процессе учебы.

Преподаватели Университета печати регулярно проходят курсы повышения квалификации за рубежом на базе крупных европейских вузов: Высшей школы средств информации в Германии, Реймского университета или Университета П. Сабатье во Франции и других. Университет печати состоит в различных международных организациях, в том числе в Международной ассоциации исследовательских организаций в области принтмедиа индустрии "ИАРИГАЙ" и Международной ассоциации полиграфических вузов. Ежегодно вуз принимает участие в научной конференции Международной ассоциации образовательных учреждений полиграфического профиля.

Однако международное сотрудничество затрагивает не только образовательный, но и научный процесс. На базе лабораторий МГУП изучаются новейшие методы печати и обработки информации, разрабатываются средства информационной защиты, проводятся независимые экспертизы. Это становится возможным во многом благодаря партнерству с крупными зарубежными производителями печатного и полиграфического оборудования: Heidelberg, Meridian Technologies, Technoform, Hewlett Packard, ExxonMobil Chemical, APTECH, Тоkyо Bоeki и др. Представители компаний Heidelberg, DuPont, MAN Roland и Koenig & Bauer входят в попечительский совет вуза.

"Развитие российского медиарынка и поддержка образования в медиаотрасли — одна из наших главных задач. В 2003 году мы открыли в Московском государственном университете печати Технологический центр и за несколько лет его работы убедились, что студенты очень ценят возможность получить полезные практические навыки непосредственно в процессе обучения, — рассказывает руководитель направления DuPont Packaging Graphics по Восточной Европе Герольд Задоров. — Каждый год мы организуем курсы для студентов, на которых они изучают процессы печати. Мы рады, что с нашей помощью студенты МГУП могут развивать навыки работы с реальным оборудованием при помощи компетентных специалистов-практиков".

Известный немецкий производитель печатных машин КБА (Koenig & Bauer AG) также осуществляет масштабную программу сотрудничества с университетом: строит при МГУП типографию полного цикла, которая позволит университету выпускать собственную полиграфическую продукцию широкого спектра, привлекая студентов к реальному производству с самого начала учебы.

"Концерн КБА сотрудничает с Московским государственным университетом печати на протяжении десяти лет. За это время мы неоднократно поставляли вузу современное печатное оборудование, студенты университета проходили обучение на нашем спецкурсе "Печатные машины РСН", а лучшие из них посетили завод КБА в Радебойле. В мае 2012 года мы подписали соглашение с Университетом печати, в рамках которого мы планируем установить в вузе офсетную печатную машину КБА Rapida 75. Она станет основой для создания высокотехнологичной типографии, — говорит вице-президент компании КБА Кристоф Мюллер. — Мы всегда придавали большое значение российскому медиарынку и рады сотрудничать с Московским университетом печати в вопросе подготовки квалифицированных специалистов полиграфической индустрии".

Безусловно, Болонская система не является панацеей от всех проблем, с которыми приходится справляться всем участникам учебного процесса: и преподавателям, и студентам, и работодателям. Но уже сейчас есть примеры, когда постепенное и грамотное использование всех ее возможностей приводит к позитивным результатам. Остается только надеяться, что таких примеров со временем будет больше.

Выбор читателей