Инфляция рванула вверх – и это только начало

С наступлением лета цены подскочили, и совершенно очевидно, что июньские показатели – лишь разминка перед стартом. Наученные горьким опытом кризиса россияне заблаговременно начали затягивать пояса


ФОТО: ИТАР-ТАСС



С наступлением лета цены в России потянулись вверх. По данным Росстата, инфляция в июне составила 0,9%, а с начала года – 3,2%. Для сравнения: в июне 2011 г. эти показатели составляли 0,2% и 5% соответственно. При этом в Москве и Санкт-Петербурге цены растут опережающими темпами: в столице июньская инфляция составила 1,2% (с начала года – 4,3%), в городе на Неве – 1,3% (с начала года – 3,7%).

Существеннее всего за первый летний месяц подорожала плодоовощная продукция (13,4%), что связано с поступлением на рынок более дорогих продуктов нового урожая. Зато ощутимо подешевели куриные яйца – на 6,3%. Как и в предыдущем месяце, заметный рост цен отмечался на табачные изделия: в июне отечественные сигареты подорожали на 1,1% – 2,9% (в мае – на 1,4% – 2,5%).

Очевидно, что июньские показатели – лишь разминка перед стартом: в июле разгул инфляции достигнет апогея благодаря повсеместному повышению тарифов – на все виды жилищно-коммунальных услуг, транспорт, бензин. Уже в период с 26 июня по 2 июля была зафиксирована инфляция в размере 0,8% (из них за первые два дня июля – 0,5%), с начала текущего года – 3,8%. За аналогичный период 2011 г. рост цен с начала июля составил 0,1%, с начала года – 5,1%.

Тревожная тенденция не смущает монетарные власти. ЦБ по-прежнему рассчитывает удержать инфляцию по итогам года в диапазоне 5% – 6%. "Пока мы выходим за рамки установленного диапазона, – признал накануне заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов – Связано это с переносом изменения регулируемых цен с января на июль. И мы имеем достаточно оснований полагать, что когда этот июльский фактор себя проявит, мы войдем в целевой диапазон. Уверен, что в этом целевом диапазоне мы год и закончим".

Иными словами, регулятор надеется, что, достигнув почти 4% за первые семь месяцев (по итогам июля эта планка, скорее всего, будет даже превышена), инфляция резко затормозит, чтобы до конца года расти не более чем на 0,4% ежемесячно. Независимым экспертами такой сценарий кажется довольно сомнительным. Да и рядовые россияне предпочитают готовиться к худшему. По данным исследовательского холдинга "Ромир", уже в мае граждане начали потуже затягивать пояса. Выразилось это в отношении к простым удовольствиям, таким как кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад.

С некоторых пор на основе этих четырех товаров "Ромир" рассчитывает новый индекс, который без затей назвали "Кофе с молоком". Их нельзя отнести к продуктам первой необходимости, поясняют эксперты. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированную воду начинают потреблять "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Специалисты "Ромир" заметили, что ценовой показатель "Кофе с молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян. Так вот, в мае он снизился по сравнению с апрелем на 8% (а в Москве и вовсе почти на 10%). В принципе, сезонное снижение индекса происходит ежегодно, но в этом году оно оказалось очень сильным. В 2011 году падение индекса в мае к апрелю составило 5,5%, в 2010-м – 1,5%.

Можно было бы объяснить снижение индекса длинными майскими праздниками и отъездом потребителей на дачи или на курорты. Однако сократились не только натуральные объемы потребления этих продуктов, но и средние реальные цены их покупки. Кроме того, в мае уменьшились доли почти всех торговых форматов в реализации кофе, молока и бутилированной воды. Особенно сильно – у магазинов, торгующих через прилавок. И только доля дискаунтеров, напротив, резко возросла.

По мнению авторов исследования, это говорит о том, что потребители стали еще тщательней оптимизировать повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. И если ранее такое поведение было характерно преимущественно для средне- и малообеспеченных групп населения, то в мае экономный стиль потребления выбрали и граждане с высоким уровнем семейных доходов (свыше 25 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи).


Обсудить на Facebook

Выбор читателей