Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Москва ежегодно производит не только валового регионального продукта на 10 трлн руб., но и огромные кучи мусора – порядка 27 млн т твердых бытовых отходов (ТБО). Куда они деваются? Более 90% от этого объема просто вывозят на подмосковные свалки, которые гордо именуются "полигонами". Таковых на данный момент известно около 90, причем большинство из них практически исчерпали свой ресурс. То есть забиты до отказа и расползлись в близлежащие лесочки. Поэтому, согласно оценкам экспертов столичного правительства, уже сейчас порядка 70% ТБО, образующихся в Москве, "хоронят" нелегально. То есть в тех же лесочках. Дальше будет только хуже, поскольку на территориях, недавно переданных от области к городу, все свалки были моментально запрещены, а объемы мусора, производимого в столице, растут на 3% – 4% в год, и его надо куда-то девать. Новые свалки обещают устраивать подальше от города, буквально на границе области. Чтобы и тамошним лесам придать "подмосковный вид".
Единственным спасением от мусорных гор вокруг столицы пока служат мусоросжигательные заводы (МСЗ). В столице их сейчас три, и они не справляются и с десятой долей производимых здесь ТБО. Юрий Лужков в свою бытность мэром планировал построить еще девять, но Сергей Собянин, заняв его пост, тут же перечеркнул эти планы. И не зря. Ведь, несмотря на наличие систем очистки, нынешние три завода выбрасывают в атмосферу столько же диоксинов, сколько вся промышленность Германии. Сгорая, ТБО разлагаются на почти полтысячи опасных химических соединений, сажу и теплые бескислородные газы, не менее вредные для здоровья. И ладно бы еще сжигали с пользой, как в Европе (вырабатывая при этом электричество и подогревая воду). Так ведь нет, трубы наших МСЗ греют только атмосферу, усиливая пресловутый "парниковый эффект".
Надо заметить, что идея МСЗ была весьма популярна в развитых странах четверть века назад. Теперь от нее практически повсеместно отказались и занимаются более прогрессивным делом – переработкой мусора. Различные виды пластмасс, металлы, целлюлоза, стекло и многое другое из содержимого наших мусорных баков вполне пригодно для вторичного использования. С пользой для экономики и без вреда для окружающей среды. Нужно всего лишь рассортировать ТБО и направить на соответствующие перерабатывающие мощности. Метод сортировки отходов позволяет снизить их конечный объем на 70%, так что из мусора вырастает целая отрасль экономики. Увы, как констатируется в недавнем отчете о разработке проекта стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 г., на сегодняшний день "нормальная мусороперерабатывающая отрасль" в столице отсутствует. Лишь в некоторых городах страны она только-только начала зарождаться – например, в Сочи (построены два цеха по переработке ТБО мощностью 200 тыс. тонн в год).
Тем временем россиян вновь активно призывают вносить свой вклад в борьбу с мусором – сортировать его. Как это делается практически во всех развитых странах мира. Как делалось когда-то и в СССР. Сейчас уже мало кто поймет шутку середины 80-х гг. прошлого века: "Граждане! Не выливайте помои в мусоропровод, ведь это лишние килограммы мяса к вашему столу!". А дело в том, что возле мусоропровода на каждом этаже стояло помойное ведро, содержимое которого, по идее, шло на подкорм скоту в передовых советских колхозах. Правда, несознательные граждане иногда пренебрегали простейшей операцией: разделением своих отходов на пищевые (помои) и непищевые. И колхозные хрюшки недополучали корма.
От современного сознательного потребителя требуется куда более сложная операция: разделять свои ТБО на пластик, стекло и бумагу. А перегоревшие энергосберегающие лампы, севшие батарейки и сломавшуюся электронику вообще складывать отдельно и сдавать специальным муниципальным службам. За утилизацию крупной бытовой техники еще и платить приходится (по крайней мере, за вывоз). Ничего не поделаешь: потребление обязывает! При этом нарушителей правил утилизации карают немаленькими штрафами, а "передовиков сортировки мусора" – поощряют льготами.
Бытует мнение, что россияне страшно далеки от сознательного европейского потребителя. Дескать, у нас уже пробовали сортировать мусор – дело не пошло. Однако социальные опросы и эксперименты показывают, что все не так уж плохо: от 60 до 85% горожан в России готовы сортировать ТБО. Если появится дополнительный стимул в виде льгот и штрафов, то процент, очевидно, еще возрастет. Так что загвоздка в другом: сортированный мусор некуда девать. Прошлой зимой, например, студенты МГУ провели кампанию по сепарированному сбору мусора в своем общежитии: набрали его более 200 т и потом не знали, куда девать.
Тем временем власти города то и дело предпринимают попытки внедрить в нашу жизнь систему сортировки мусора: заветные "три бачка" появляются то на автобусных остановках, то в аэропортах. Теперь на очереди школы – городской департамент природопользования и охраны окружающей среды решил начать работу с подрастающим поколением. Однако проблема остается прежней: без "спроса" на сепарированный мусор его "производство" не имеет экономического смысла. А значит, любая такая кампания обречена на провал. Необходимо создавать перерабатывающие мощности, ориентированные на вторсырье. Они позволят извлекать пользу из 70% объема ТБО. А остаток, который не годится ни на что, должен сжигаться с получением электро- и тепловой энергии. Только в этом случае мы имеем шанс не зарасти отходами.
Многим военным надоело происходящее