Бастрыкин превращается в слабое звено

Не исключено, что ожидаемая перекройка следственных органов задумана как способ без лишней шумихи заменить главного следователя страны, чье поведение дает слишком много поводов для разговоров


Участник акции "Оккупай СК" у здания Следственного комитета РФ, 16 июня 2012 года. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Главный следователь страны Александр Бастрыкин на прошлой неделе стал фигурантом очередного скандала. Надо заметить, в последнее время это происходит с ним регулярно. Не успело утихнуть обсуждение рандеву, которое глава СКР имел с журналистом "Новой газеты" Сергеем Соколовым то ли в подмосковном лесу, то ли на обочине дороги, как блогер и оппозиционер Александр Навальный привлек всеобщее внимание к истории с недвижимостью Бастрыкина в Чехии.

История столь же не нова, как и дело о хищении имущества компании "Кировлес", которое срочным порядком реанимировали с подачи все того же Бастрыкина. Как ожидается, уже сегодня Навальный может быть арестован по этому делу. Предвидя такое развитие событий, он провел собственный сеанс черной магии с разоблачением. В своем блоге Навальный опубликовал документы, свидетельствующие о том, что Бастрыкин в течение нескольких лет владел в Чехии фирмой, имеет там квартиру и получил вид на жительство.

На самом деле история с квартирой была обнародована журналистом и депутатом Госдумы от "Единой России" Александром Хинштейном еще в 2008 г., и ее происхождение очевидно связано с информационной войной между СК и прокуратурой: Чайке надо было чем-то бить оппонента, вовсю эксплуатировавшего дело против подмосковных прокуроров. Бастрыкин квартирную историю долго и упорно опровергал. "Чистосердечно сознался" он в том, что квартира в Чехии у него все-таки была, в недавнем интервью "Известиям", пояснив, что коммерческой деятельностью не занимался, а фирма ему понадобилась для того, чтобы получить долгосрочную визу.

Собственно новость от Навального заключается только в том, что Бастрыкин, судя по опубликованным документам, после публикации Хинштейна спешно "заметал следы", оформив продажу фирмы задним числом по подложным нотариальным доверенностям. Ну, и некрасивая история вышла с видом на жительство. Формально закон запрещает чиновникам иметь только двойное гражданство. Но неформально такая практика не поощряется: например, члену избирательной комиссии Преображенского района Александру Малицкому, лишившемуся должности после того, как он получил вид на жительство в Литве, пришлось отстаивать свое право жить за границей в Конституционном суде. А тут все-таки не какой-то член районного избиркома, а главный следователь страны, член Совбеза – и на тебе, имеет вид на жительство в стране НАТО, нехорошо как-то.

Остается только догадываться: сам Навальный разыскал документы, на которые ссылается (большая часть доступна в Интернете, остальные были получены по запросу в чешском МВД, утверждает блогер), или кто-то все-таки подсказал ему, где искать. Последнюю возможность нельзя исключить: в кулуарах снова ходят упорные слухи о создании единого Следственного комитета, и очередной вброс компромата вполне может объясняться попытками помешать главе СК расширить полномочия возглавляемого им ведомства (по слухам, на последней коллегии глава СК во всеуслышание объявил, что вот-вот милицейские следователи перейдут под его командование).

В любой стране с развитой демократией одной только истории о "собеседовании" в подмосковном лесу хватило бы для скоропостижной отставки. Но только не в России, где общественное мнение никак не влияет на принятие кадровых решений. И очередной скандал, судя по всему, пройдет для Бастрыкина без серьезных карьерных последствий. Как это ни парадоксально, он может даже укрепить позиции главы СКР. Ибо известно, что один из основополагающих принципов, которыми руководствуется в кадровой политике действующий презент, – это абсолютное неприятие какого-либо давления. Публичный вброс компромата еще никогда не становился поводом для принятия немедленных кадровых решений – в лучшем случае "проштрафившегося" чиновника тихо убирали при удобном случае: в рокировках, связанных с административной реформой или формированием нового правительства (как это происходило например с бывшим генпрокурором Владимиром Устиновым или экс-главой МВД Рашидом Нургалиевым). Такая стратегия вполне объяснима: стоит только дать чиновникам понять, что публикация компромата может стать эффективным инструментов в клановых войнах, и ситуация грозит стать неуправляемой. Особенно с учетом того, какую часть властной элиты составляют выходцы из силовых структур, прекрасно владеющие такого рода инструментарием.

Но если в ближайшей перспективе отставка Бастрыкину не грозит, то громкие выходки, которые время от времени позволяет себе глава СК, все-таки могут негативно отразиться на его карьере. Не исключено, что ожидаемая перекройка следственных органов задумана как способ без лишней шумихи заменить главного следователя страны, чье поведение дает слишком много поводов для разговоров.

А тем временем кадровую стратегию действующей власти, похоже, взял на вооружение и борец с режимом Навальный: после учиненного им скандала действия следователей против него будут рассматриваться, прежде всего, как политические репрессии и месть за публикацию документов, бросающих тень на репутацию Бастрыкина.

Выбор читателей