Россия сядет на голодный паек

Виды на урожай-2012 ухудшаются каждый месяц, а цены на зерно уже превышают показатели катастрофического 2010 года. Вслед за ними обязательно вырастут цены на молоко и мясо


Сгоревшие от засухи арбузы. ФОТО: ИТАР-ТАСС



В условиях дестабилизации климата земледелие в России становится все более рискованным занятием. Едва аграрии отдышались от жары 2010 г., как случились аномальные морозы, а затем и новая засуха. Тут уже не до экспорта – себя бы прокормить.

Виды на урожай-2012 ухудшаются каждый месяц. Если в конце весны Минсельхоз надеялся, что сбор зерна достигнет рекордных прошлогодних показателей – 94 млн т, то в июне ожидания уменьшились до 85 млн тонн. После этого были дожди и наводнение на Кубани, а в Сибири, наоборот, засуха. В июле эксперты прогнозировали уже лишь 80 млн тонн. Теперь правительственный прогноз 77 - 80 млн т, почти на 10 млн т меньше, чем средний показатель за последние пять лет. Причем впереди еще август, который, как говорят синоптики, тоже будет засушливым. Так что и этот прогноз, видимо, не окончательный.

Конечно, в 2010 г. урожай был значительно хуже – всего около 60 млн тонн. Но и в этом году ситуация близка к чрезвычайной: аграрии не просто констатируют не лучший урожай – они подсчитывают ущерб. По оценкам Минсельхоза, он уже составил около 33 млрд рублей. Засуха погубила или серьезно повредила урожай на 4,5 млн гектаров в 16 регионах страны, в девяти из них введен режим чрезвычайной ситуации. Там, где с начала лета стоит засуха, спасать уже практически нечего. Так, в ряде районов Волгоградской области жары не выдержали даже арбузы.

Сильнее всего от засухи пострадали российские житницы – Сибирь, Поволжье и Кубань. Так, в Томской области по сравнению с прошлым годом урожай будет меньше в 1,8 раза; в Тюменской ожидается недобор порядка 30% – 40%; в Башкирии – 30%. В Волгоградской области погибло 25% посевов, в Оренбургской – 20%. А в Краснодарском крае, где уборка урожая уже завершена, удалось собрать всего 5,5 млн тонн зерна, против 11,5 млн тонн в прошлом году.

Все это, безусловно, отразится на зерновом рынке. Цены на зерно уже превышают показатели катастрофического 2010 года. А вслед за ними обязательно вырастут цены на молоко и мясо. Кроме того, существенно снизился экспортный потенциал российского АПК. Если раньше ожидалось, что Россия экспортирует в этом сельхозгоду порядка 20 млн т зерна, то теперь – от силы 5 млн т (внутренние потребности в зерне составляют у нас порядка 70-73 млн тонн). Если же окончательные цифры урожая окажутся еще ниже – не исключено, что вообще будет введен мораторий на экспорт зерновых, как в 2010-м. Впрочем, как заверил Дмитрия Медведева министр сельского хозяйства Николай Федоров, внутренние потребности страны будут обеспечены на 100% и еще останется потенциал для экспорта. Правда, потенциал очень небольшой. В любом случае, по позициям России на внешних рынках будет нанесен очередной удар, и репутацию стабильного поставщика зерна она, возможно, утратит навсегда.

Более того, на мировом рынке может возникнуть реальный дефицит зерна, поскольку одновременно с Россией засуха поразила и других крупных производителей – США, Украину, Казахстан. А Европу, наоборот, залило дождями. Еще в июне эксперты предсказывали снижение цен на продовольствие, но с тех пор цена пшеницы на мировом рынке выросла на 50%, кукурузы – на 45%, соевых бобов – на 30%. Эксперты Всемирного банка уже выразили обеспокоенность тем, что такая тенденция может привести к существенному ухудшению положения населения в малообеспеченных странах.

Что ж, климат, конечно, не исправить, но кое-что можно поправить в российском сельском хозяйстве, чтобы оно стало менее рискованным. Например, восстановить пришедшую в упадок после распада СССР систему мелиорации. Это существенно снизило бы регулярные потери от засухи в таких областях, как Волгоградская. Необходимо также наладить систему страхования урожая: несмотря на печальный опыт 2010 г., сегодня застраховано лишь 10% посевов, да и с доказательством наступления страхового случая на практике часто возникают проблемы. Ну и, наконец, наше сельское хозяйство остро нуждается в новой технике и технологиях (так, парк сельскохозяйственной техники выработал свой ресурс в среднем на 80%). В общем, нужны большие инвестиции в село. И, кстати, на первые годы членства в ВТО Россия выторговала себе такую возможность – увеличить нынешний объем субсидирования сельского хозяйства почти вдвое, до $9 миллиардов. Нужно лишь суметь воспользоваться этой возможностью – даже если для этого придется притормозить программу строительства новых атомных субмарин.

Выбор читателей