Названа причина неудачного запуска "Протон-М"

Сбой в работе разгонного блока "Бриз-М" связывают с механическим повреждением кабеля. По словам экспертов, для такого типа изделия фатальным мог стать даже малейший сгиб


ФОТО: AFP



Малейший сгиб магистрального кабеля подачи топлива мог стать решающим в аварии двигателя разгонного блока "Бриз-М", из-за которого запуск ракеты-носителя " Протон-М" с двумя спутниками связи прошел неудачно. В минувшую среду эксперты Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева провели второе заседание по выяснению причин нештатной работы разгонного блока.

Накануне утром работникам Федерального космического агентства (Роскосмос) удалось получить полный объем телеметрической информации с борта "Бриза-М". Судя по нему, ситуация обострилась из-за вращения разгонного блока в космическом пространстве. Таким образом, сигнал можно было получить исключительно в тот момент, когда антенна была направлена на Землю.

Специалисты также установили, что через семь секунд после второго включения прошла команда на автоматическое отключение двигательной установки. По их мнению, сбои связаны именно с ее работой, так как, согласно анализу телеметрии, проблемы не могли возникнуть из-за неполадок в системе управления.

"Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке. Это привело к тому, что номинальная тяга не была достигнута. В связи с этим электроника автоматически выдала команду на отключение двигателя", - цитирует "КоммерсантЪ" слова источника в межведомственной комиссии. По его словам, именно по этой причине третьего включения установки так и не последовало.

Падение могло произойти по нескольким причинам. Например, из-за посторонних предметов в топливном баке, которые могли поспособствовать образованию засора магистрального кабеля. Однако, по мнению специалистов, более вероятным фактором падения давления является механическое повреждение кабеля.

"Этот вариант выглядит более реальным. К тому же несколько недель назад кабель пришлось заново прокладывать из-за возникших неполадок. Поэтому старт пришлось перенести на две недели. Там большое количество резиновых прокладок, которые могли сорваться. Для такого типа изделия даже малейший сгиб может стать фатальным", - сказал представитель Роскосмоса.

Что касается запрета на полеты ракет-носителей "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М", то к концу следующей недели он может быть снят. Роскосмос пойдет на это, чтобы не отклоняться от установленного графика пусков на ближайшие месяцы. Так, 23 августа на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat-23, 8 сентября планируется запуск спутников "Луч-5Б" и "Ямал-300К", 25 сентября - аппарата EchoStar-16, 13 октября - Satmex-8, а 22 ноября - Anik-G1.

В то же время, Федеральное космическое агентство намерено в ближайшее время ввести дополнительные меры по проверке разгонных блоков, находящихся в космосе, а также ракет-носителей всех типов. Причем проверки планируется проводить уже на стадии сборки, не говоря уже о ее окончании и вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс.

Напомним, что два новейших спутника связи - "Экспресс-МД2" и "Телком-3" - были потеряны в результате неудачного старта ракеты "Протон-М", которая не смогла вывести их на орбиту. В Роскосмосе признали, что теперь аппараты, по сути, неуправляемы и превратились в космический мусор.

Как полагают в агентстве, спутники, находящиеся на нерасчетной орбите, будут летать еще несколько лет. Сколько именно, не уточняется, однако говорится, что они могут представлять серьезную опасность для других космических объектов. При этом Международной космической станции они не угрожают, уточнили в Роскосмосе. Отметим, ущерб, нанесенный аварией, составил порядка 6 млрд рублей.

Выбор читателей