Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Иван Билибин. "Кащей Бессмертный" |
Можно сколько угодно клеймить США за агрессию и лицемерие, но даже их злодеяния и пороки подчинены логике экспансии, нацеленной на удержание статуса "мирового жандарма". Есть своя логика в увертливой политике европейских государств, стремящихся одновременно избежать лишних рисков и принять участие в "пире победителей". Внешняя политика Саудовской Аравии и Катара подчинена борьбе за лидерство в мусульманском мире.
Логика политики Ирана определяется ростом внешних угроз, под влиянием которых Тегеран ведет игру на повышение: готовится к неминуемой войне и концу света, нацеливает ракеты на Саудовскую Аравию и Израиль, минирует Ормузский пролив и готовит "группы возмездия" к партизанской войне на территории противника. И все это – как сами действия, так и разговоры о них – ради того, чтобы вынудить противников отказаться от военной операции.
Даже крайне аккуратный Китай, внешнеполитическая линия которого всегда была похожа на гибкий хлыст, все более внятно заявляет о своих приоритетах и все более жестко шантажирует главного экономического партнера. Он и раньше шантажировал Вашингтон, периодически выбрасывая на мировой рынок заметные порции государственных бумаг США, провоцируя кратковременные падения курса американской валюты. Но сегодня Пекин ставит вопрос о шестикратном наращивании золотовалютного запаса, то есть о выбрасывании на мировой рынок нескольких сотен миллионов долларов, что приведет к росту цен на золото и обвалу рынка доллара и американских ценных бумаг.
Все более резкими становятся и внешнеполитические шаги и риторика Китая. Если еще год назад Пекин ограничивался лаконичным заявлениями "Пакистан не сдадим" и "Иран поддержим", то в последнее время в ход пошли рискованные действия и откровенные грубости. Показательным в этом плане стал конфликт вокруг архипелаге Спратли в Южно-Китайском море. Три недели назад Китай разместил на одном из спорных островов военный гарнизон и торжественно заложил первый камень города Саньша, объявив его новой административной единицей провинции Хайнань.
На недовольство других претендентов – а на архипелаг претендуют также Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней – в Пекине особого внимания не обратили. Но когда в скандал вмешались США, главный орган КПК, газета "Жэньминь Жибао" грубо рявкнула: "Не вводите в заблуждение мировое сообщество, и вообще, заткнитесь!"
Все это до боли похоже на известное высказывание Путина: "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши". Дело было семь лет назад, и с тех пор многое изменилось. Год назад Дмитрий Медведев сказал, что "неграждане – это внутреннее дело Латвии", а сегодня московская полиция участвует в репрессиях против собственных граждан, которые защищают интересы России, предавая огласке реалии латвийской политики.
В марте Латвия включила в "черный список невъездных" директора фонда "Историческая память" Александра Дюкова и руководителя исследовательских программ фонда Владимира Симиндея. На прошлой неделе к ним присоединились бывший и нынешний главред информагентства Regnum Модест Колеров и Игорь Павловский.
Пока российский МИД выражал недоумение в связи с "откровенно недружественными действиями" Риги, следственная группа ГУ МВД по Москве провела по запросу Латвии выемку документов в центральном офисе Regnum и допросы сотрудников. Казалось бы, "недружественные действия" являются хорошим поводом, чтобы отказать в процессуальных действиях против сотрудников агентства. Но этого не случилось.
Но все подобные истории меркнут на фоне коллизии вокруг несостоявшейся поставки в Иран военных комплексов С-300. Контракт на сумму $800 млн был подписан в 2007 году. Иран перевел задаток – $167 млн, – и работа началась. Но в 2010 г. Россия проголосовала за резолюцию СБ ООН о санкциях в отношении Ирана, президент Медведев подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции, и контракт был разорван, хотя в резолюции речь шла о наступательном оружии, а комплексы С-300 относятся к оборонительному.
За "перезагрузку", айфон, поедание гамбургеров и визит в Силиконовую долину Россия заплатила потерей денег гораздо больших, чем ей обещали "подать" на "Сколково", ослаблением позиций на мировом рынке вооружений и репутациоными издержками. Но это еще не все. Иран подал иск в Женевский арбитраж, требуя $900 млн в качестве компенсации за ущерб, который он понес из-за разрыва контракта. Угроза штрафа создала повод передумать и вернуться к исполнению контракта. Но Москва была непреклонна.
Теперь настало время платить по счетам: неделю назад Арбитражный суд постановил, что Россия должна выплатить Ирану $4 млрд - в 4,5 раза больше, чем значилось в его иске. В случае уклонения от уплаты штраф будет взыскан за счет российского имущества за рубежом. В Женеве не оценили рвения Москвы и загнали ее в ситуацию типичного цугцванга. Пойти на попятную, вернувшись к выполнению контракта, можно, но стремно: придется заключать новый договор, а это спровоцирует гневный выхлоп из Вашингтона и европейских столиц.
Платить тоже не хочется, тем более что эта немаленькая сумма будет либо потрачена на военные закупки у других стран, либо, в случае начала военных действий в Иране, заморожена, а потом конфискована как "нетрудовые доходы преступного режима" или попадет в руки новой иранской власти. А поскольку новый режим вряд ли будет дружественным по отношению к России, ее деньги – заплаченные или аккумулированные за счет ареста ее собственности – будут работать против нее.
Все это происходит на фоне крайне осторожного поведения Москвы в отношении Сирии. И именно в тот момент, когда Вашингтон, не переставая проклинать Россию за "срыв мирного процесса в Сирии", на официальном уровне признается в наращивании военной, финансовой и организационной помощи мятежникам. А СМИ сообщают о пополнении арсенала повстанцев за счет 10 тыс. ПЗРК, загадочно исчезнувших год назад в Ливии, отданной на растерзание Запада и "Аль-Каэды" прежним руководством России.
Через пару лет те же ПЗРК могут оказаться на Северном Кавказе, а Москва будет вынуждена отбиваться от обвинений в геноциде "мирных моджахедов". О заслугах России в деле разоружения Ирана никто не вспомнит, потому что это взрослые игры с большими ставками. Здесь каждый за себя, и есть много желающих воспользоваться тем, что отсутствие внутренней логики разворачивает внешнюю политику России против нее самой, и каждый следующий шаг только ухудшает ее положение.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету