Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Дискуссия быстро переросла в обсуждение отношений между россиянами и украинцами. Спикеры в Киеве оказались более чем лояльными к своим московским коллегам, за что их постоянно упрекали местные журналисты, сидящие в киевской студии:
– А вы почему говорите "на Украине", а не "в Украине"?
– А потому, что я говорю по-русски, а не по-украински. Если б говорил по-английски, склонял бы с английским предлогом.
Однако даже такие лояльные выступающие не могли скрыть своей обиды на Москву. "Ничего не проходит бесследно. Если до газовых войн, в 2009 году, 39% украинцев считали Россию братской страной, то теперь только 20%. Ни с одной страной мира у Украины не существует таких родственных связок, но российская политическая элита не может эксплуатировать их бесконечно, не делая абсолютно ничего для укрепления российско-украинских отношений. Когда российские политики смотрят на Украину как на территорию, по которой проходит газовая труба, ничего хорошего из наших отношений не выйдет", – заметил украинский социолог Евгений Копатько.
Он сообщил также, что, по его мнению, у российско-украинских отношений "перспективы нерадостные": в апреле 2010 г., когда Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали знаменитые Харьковские соглашения, предусматривающие развитие отношений в области экономики и культуры, это с надеждой восприняли 60% украинцев. Однако в итоге, заметил Копатько, никаких заметных совместных культурных проектов не последовало. Вся инициатива российской стороны свелась к урегулированию цен на транзит нефти.
С украинской стороной согласились и российские эксперты. Так, заместитель декана исторического факультета МГУ, гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов отметил, что "в проблемах российско-украинских отношений существует большая недоработка со стороны России, те же Харьковские соглашения – огромное разочарование".
По словам Власова, никто не мешал России проводить популяризацию русского языка на Украине. Например, запустить программы для молодежи: "Русский язык – инструмент бизнес-успеха", и так далее. Из всех возможных вариантов "сделано очень мало или не сделано ничего".
В итоге получается старая история: восточная часть Украины хочет дружить с Россией, западная – с Евросоюзом. Но даже на востоке поддерживать Россию желающих все меньше. На сегодняшний день ситуация выглядит так: на востоке закон о русском языке поддержали 60%, в среднем по стране отнеслись к закону позитивно 35,6%, негативно – тоже 35%. При этом, предположили спикеры, последние выступают вовсе не в защиту украинского языка (как они заявляют), а против русского языка, то есть против России.
Но расстраиваться по этому поводу россиянам не стоит. Ведь, если разобраться, рязанцы тех же москвичей всю жизнь не любили больше, чем украинцы – москалей. "Сепаратизм рязанско-колбасный в СССР был страшнее, чем украинский. Если бы все желающие могли отделяться, то граница проходила бы вокруг Москвы, и вся остальная Россия с ненавистью смотрела бы на москвичей и на князя московского", – заметил президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг