Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Марио Драги. Фото: AP |
Тем не менее, как уже отметили критики, ничто не помешает странам, облигации которых были выкуплены ЕЦБ, вдруг перестать выполнять указанные условия. Интересно, как поведет себя банк в этой ситуации? Едва ли он в наказание выкинет облигации обратно на рынок – тогда вся еврозона окажется наказанной обрушением своих рейтингов и валюты. Вообще, способов наказывать нарушителей у ЕЦБ нет, поэтому он может оказаться в заложниках у стран-должников. Во имя спасения евро банк будет вновь и вновь выкупать их облигации, а они, зная это, вовсе перестанут радеть о соблюдении предписанных макроэкономических условий.
Среди критиков новой политики ЕЦБ есть весьма влиятельные фигуры. Например, глава Бундесбанка Йенс Вайдманн, который в интервью журналу Der Spiegel заявил, что выкуп ЕЦБ облигаций проблемных должников может стать для этих стран "наркотиком" и отобьет у них всякую охоту сокращать бюджетные расходы. Кроме того, эти действия приведут к разгону инфляции (хотя в ЕЦБ уверяют, что будут "стерилизовать" операции по скупке гособлигаций, то есть, выводить из оборота средства, равные по объему вложениям в облигации). Вайдманн, кстати, сильно давит на Ангелу Меркель, чтобы та воспротивилась намеченной скупке "токсичных" гособлигаций, но госпожа канцлер продолжает заявлять, что сделает все возможное для предотвращения выхода Греции из еврозоны.
Тем временем во всем мире (в том числе и в самой Германии) уже вовсю готовятся к этому событию. Например, по информации The New York Times, Bank of America приготовился к тому, чтобы оказать поддержку своим клиентам на случай выхода Греции из еврозоны. Ford Motors разработал компьютерную систему, с помощью которой цены на продукцию корпорации могут быть мгновенно переведены из евро в драхмы. А банк JP Morgan Chase создал новые счета для своих американских клиентов, которые будут использоваться в случае, если Греция вернется к драхме.
В этот понедельник представители "тройки" кредиторов (Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ) провели встречу с премьер-министром Греции Антонисом Самарасом, в ходе которой тот представил очередной план бюджетной экономии. Он не очень понравился кредиторам. Как бы то ни было, в начале октября "тройка" решит, способна ли Греция выполнить поставленные ей условия. Тогда же будет принято решение о выделении или невыделении Афинам нового транша кредитной помощи. Невыделение будет означать гарантированный дефолт страны.
Но и предоставление очередной порции кредитов не решит проблемы. Дело в том, что, какое бы симптоматическое лечение долговой болезни не предпринимали европейские финансовые власти, в целом этот недуг пока не лечится. Да и как может он в принципе быть излечен в условиях еврозоны – непонятно. Ведь общая валютная, кредитная, а теперь еще и бюджетная политика подразумевают единые рецепты для всех членов еврозоны (валютный курс, ставку рефинансирования, бюджетно-дисциплинарные нормативы) и, соответственно, оставляют слишком мало пространства для индивидуальной "терапии". А именно она в случае с Грецией представляется все более необходимой для спасения пациента. Такую помощь она сможет получить (точнее, оказать сама себе) только за пределами еврозоны. Эту мысль давно высказывают эксперты, с ней постепенно свыкаются и инвесторы. По мнению профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини (предсказавшего кризис 2008-2009 года), все возможные пути восстановления конкурентоспособности греческой экономики в нынешней ситуации сопряжены с девальвацией валюты. Которой у нее нет. И еще долго не будет, если ЕЦБ начнет скупку греческих гособлигаций, искусственно продлевая членство страны в еврозоне.
На самом деле конкурентоспособность Греции была подорвана еще задолго до ее присоединения к еврозоне. Случилось это в 1981 г., когда страна вступила в ЕС и по указанию Брюсселя начала рушить свое сельское хозяйство, металлургическую и судостроительную отрасли. Ничего достойного взамен создано так и не было, зато страна получила обильные дотации из европейских структурных фондов. Затем вступление в еврозону удешевило кредиты, и греки окончательно приучились жить в долг. Теперь от них требуют сократить расходы, не предлагая никакой позитивной программы. Так что им придется вырабатывать ее самостоятельно. Опять же, если не помешает ЕЦБ.
По оценкам S&P, вероятность выхода Греции из валютного союза составляет 33%, а по мнению экспертов Citibank – 50-75%. Причем это должно произойти в ближайшие полтора года. Именно тогда – и только тогда – может завершиться нынешний кризис в Европе. Так, глава Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) Клаус Реглинг полагает, что нынешняя напасть в ЕС пройдет через пару лет. "Если все государства Евросоюза с единой валютой консолидируют свои усилия и будут последовательно повышать уровень своей конкурентоспособности, тогда кризис можно будет преодолеть в течение ближайших двух лет", – заявил он в интервью Der Spiegel.
Но если для Греции выход из еврозоны означает спасение (пусть и дорогой ценой обнищания страны), то с самой еврозоной, увы, все может выйти несколько иначе. Валютный союз может начать рассыпаться в соответствии с "эффектом домино" и лишится еще как минимум двух-трех членов. Это сильно подорвет единство Евросоюза, а также позиции евро на мировой экономической арене.
Украинцы смягчили позиции после выборов в США
Страны усилили взаимодействие на фоне новых проблем