Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Все началось с введенного с 1 сентября в России утилизационного сбора с ввозимых в страну автомобилей. Он сильно не понравился нашим европейским партнерам: Еврокомиссия вполне резонно посчитала его новой протекционистской мерой, введенной Россией в связи со снижением ввозных пошлин при ее вступлении в ВТО. Брюссель предупредил, что это дело так не оставит – будет судиться и принимать ответные меры.
И российская сторона решила поскорее умилостивить разгневанных европейцев. На днях первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая во Владивостоке в прямом эфире "Авторадио", сообщил неожиданную новость: оказывается, утилизационный сбор – это временная мера. "Да, это мера временная, но вместе с тем еще много, что нужно будет сделать, чтобы ее отменить", - сказал он. И пояснил: "Когда страна, и экономика, и общественность стимулируют рынок к тому, чтобы не употреблять хлам, тогда, конечно, у нас с вами никакого утилизационного сбора не будет, и это будет действовать по другим правилам". Спрашивается - по каким. Ясного ответа не прозвучало. Игорь Шувалов лишь сослался на практику развитых стран: там, дескать, люди часто меняют машины, и это является решением проблемы. По словам первого вице-премьера, например, "на японском рынке все делается для того, чтобы после трех лет машина с этого рынка ушла". Он, правда, признал, что "мы пока от этого далеки", нам нужно для начала "насытить рынок транспортом".
Несомненно, эти тезисы были рассчитаны, в первую очередь, на иностранного слушателя, причем высокого ранга. Суть их в следующем: господа европейцы, потерпите какое-то время наш утилизационный сбор, ведь все равно на российском авторынке хватит места всем поставщикам. По замыслу, это должно было успокоить Евросоюз. Но успокоит едва ли: европейцы не намерены прощать "новобранцу ВТО" введение новых торговых барьеров. Что же касается российских автомобилистов, то у них могут возникнуть по поводу сказанного серьезные вопросы.
Получается, нас хотят приучить "не употреблять хлам", то есть менять автомобиль каждые три года (ну, максимум пять лет)? Замечательно! Начнем с цифр. Каков средний располагаемый доход граждан России? По данным Росстата, для семьи из трех человек он составляет чуть более 60 тыс. в месяц. Какова средняя стоимость нового автомобиля? По данным Ernst & Young, в первом полугодии она составляла около 790 тыс. рублей. Причем год от года она растет, опережая темпы инфляции. И как при таких раскладах средняя российская семья может купить средний автомобиль за три года? Только исправно откладывая более трети своего дохода каждый месяц. Что в принципе нереально. За пять лет осилить авто, конечно, легче – придется откладывать менее четверти доходов, но и это практически за гранью возможного. Остается брать кредит. Это позволит купить автомобиль сразу же. И это поняли уже многие россияне: например, в прошлом году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 40%. В этом году рост автокредитования продолжается. Но, увы, кредит позволяет всего лишь отодвинуть расходы во времени, к тому же, увеличивая их на соответствующий процент. Не успеешь расплатиться, как три – пять лет пролетят и надо будет снова покупать новый автомобиль.
Конечно, все это сильно упрощенные расчеты. Но они иллюстрируют практическую невозможность столь быстрого обновления автопарка в нашей не слишком богатой стране. Если по каким-то причинам это обновление действительно ускорится (например, власти, как и обещали, обложат старые автомобили "драконовским" экологическим сбором), то резко возрастет спрос на самые дешевые авто – и средняя цена продаваемой в стране машины сильно упадет. Это, кстати, будет на руку отечественным производителям: придется АвтоВАЗу возобновлять и расширять производство "классики".
Однако вышеупомянутое заявление российского вице-премьера ставит и другой, сущностный вопрос. А надо ли столь часто менять автомобили, как это делают в развитых странах? Хорошо ли это? С одной стороны, надо и хорошо. Ведь растет рынок – растет и производство, создаются новые рабочие места, внедряются передовые технологии. Люди сплошь ездят на новеньких, экологически продвинутых автомобилях, которые за недолгое время своей службы не успевают ни посыпаться, ни прогнить. Одним словом, полное благолепие!
Но есть кое-что и с другой стороны. Производство, ориентированное на искусственно разогнанный кредитами спрос, или удовлетворяющее надуманные потребности, рано или поздно лопнет, как мыльный пузырь. Заводы закроются, люди останутся без работы. Увы, кризисы перепроизводства, о которых писали классики политэкономии еще в XIX в., никто не отменял – они просто стали менее предсказуемыми. И сколько еще протянет нынешняя экономика, развивающаяся в кредит, – не известно. Ипотечный кризис в США, нынешний долговой кризис в Европе – это все тревожные симптомы, как говорится, начала конца. Так что рост ВВП, основанный на перестимулированном спросе, – это блеф, цифры, взятые взаймы у будущего.
Кроме того, ориентирование потребителя на частую смену автомобилей не пойдет на пользу и автопрому. Да, выпускаемые автомобили будут все более комфортными и экономичными, но... менее надежными. Зачем выпускать машины, рассчитанные на 20 или даже 10 лет службы, если максимум через пять лет они будут отправлены в утиль? Важно, чтобы ничего не сломалось в первые три гарантийных года. И не важно, из чего и как оно сделано. Это уже поняли китайцы, со временем поймут и европейские концерны, до сих пор по традиции заботящиеся о долголетии своей продукции.
У искусственно раздуваемого спроса, этой вселенской гонки потребления, есть и другое малоприятное последствие. В мире сейчас происходит колоссальная и ничем не оправданная растрата природных ресурсов, сопряженная к тому же с катастрофическим загрязнением окружающей среды. На развитые страны, в которых проживают менее 15% человечества, приходится более 80% потребления ресурсов планеты. Такова цена, в том числе, частой смены автомобилей. Если весь мир начнет жить по такой схеме, многих видов ресурсов просто не хватит...
У подавляющего же большинства россиян – к сожалению или к счастью, или просто не от хорошей жизни – пока нет обычая так часто менять "железных коней". Средний возраст легковых авто у нас составляет 12 лет, а треть нынешнего автопарка эксплуатируется уже более 15 лет. Автомобили – особенно за пределами столиц и крупных городов – холят и лелеют, ремонтируют и тюнингуют. И не понятно, зачем менять "коня", если он устраивает его владельца, да и денег на новый не хватает. Но теперь у нас, видимо, будет насаждаться иной подход: из заявления Игоря Шувалова следует, что хламом вскоре будет считаться любой автомобиль старше трех – пяти лет от роду. Со всеми вытекающими налоговыми и имиджевыми последствиями.
Военные не понимают, зачем их бросили на убой
Практически весь арсенал был израсходован против ВС РФ в зоне СВО