Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Getty Images |
Судя по представленным экспертами материалам, экономические инструменты, использованные российскими властями в борьбе с первой волной кризиса в 2008 - 2009 гг., утратили эффективность. Других, более совершенных методов в их инструментарии пока не наблюдается. Это, в свою очередь, означает, что страна оказывается безоружной перед лицом кризиса и ничего хорошего ее в ближайшее время не ожидает.
В самом начале своего "Обозрения" эксперты Института Гайдара отмечают, что, памятуя о непростительном благодушии в прошлом, в условиях усиливающихся проблем в Европе отношение российского правительства к возможной экономической угрозе принципиально иное. В отличие от шапкозакидательских настроений 2008 г., сегодня в правительстве никто более не рассматривает Россию в качестве "тихой гавани". Вместо этого обсуждение кризиса проходит в контексте его потенциальной глубины, а также набора мероприятий по борьбе с ним. С таким подходом соглашаются и отечественные, и иностранные инвесторы, также пока не воспринимающие Россию в качестве перспективного рынка. Изменить эту позицию сегодня не в состоянии даже экономический рост, наблюдаемый в России в последние годы. Напротив, инвесторов куда более беспокоит устойчивый отток капитала и низкая инвестиционная активность.
Причины такого положения дел во многом кроются в результатах прохождения страной предыдущей острой фазы кризиса. Тогда Россия пережила спад экономики (ВВП снизился на 7,8%, капитальные инвестиции упали на 15,7%), крупнейший из стран G20, а восстановление прежних объемов производства заняло два года. При этом наблюдался восстановительный рост, не улучшающий структуру экономики.
О том, что качество самой экономики заметно ухудшилось, свидетельствуют такие факторы, как рост доли топливного комплекса и увеличение доли сборочных производств из импортных компонентов в обрабатывающей промышленности. Не просматривается никаких улучшений и в институциональной среде, при том что инвестиционная активность остается на низком уровне. В связи с этим необходимость достижения экономикой предкризисного уровня ставит вопрос о дальнейшем ее развитии.
"Есть опасения, что мы достигли уровня потенциально возможного выпуска, цены на нефть и банковское кредитование имеют ограниченное воздействие на расширение внутреннего спроса, а без активизации инвестиционных процессов экономический рост становится невозможным, - резюмируют авторы "Обозрения". - Ресурс поддержки экономического роста финансовой сферой практически исчерпан. Рост сбережений в банковской системе затухает, а отток капитала и розничное кредитование все в большей степени финансируются за счет кредитов Центробанка".
По мнению экспертов Института Гайдара, снижение темпов роста потребительских кредитов неизбежно снизит и темпы расширения товарооборота, так как в настоящее время около трети потребления финансируется вновь выданными населению кредитами. Таким образом, несмотря на наличие у государства финансовых резервов, ситуацию с подготовкой к кризису нельзя признать удовлетворительной. Главная проблема состоит в слабой реакции экономики на монетарные импульсы. Так, по-прежнему расширение внутреннего спроса стимулирует рост производства лишь на пятую часть. А это означает, что в случае кризиса зарезервированные правительством ресурсы не окажут стимулирующего воздействия.
В связи с этим, по мнению авторов "Обозрения", важнейшими антикризисными мерами должны стать активизация экономической активности, в том числе и инвестиционной, и улучшение бизнес-климата в стране. Лишь тогда государственные резервы могут оказать поддержку производителям, а не будут усиливать инфляцию и поддерживать на плаву неэффективные производства.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг