Почему деньги не идут в российские регионы

Привлечение инвестиций в регионы – дело рук самих регионов, и слепо копировать истории успеха бесполезно: каждой области придется прокладывать для инвесторов свой собственный путь


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Проблема привлечения инвестиций в регионы стала основной темой Международного бизнес-саммита, прошедшего на прошлой неделе в Нижнем Новгороде. Ее обсуждали на пленарном заседании, на многочисленных круглых столах и даже во время встречи губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева с главными редакторами СМИ. По итогам этих дискуссий можно выделить две ключевые тенденции сегодняшнего дня. Первая: между субъектами РФ началась острейшая конкурентная борьба за инвесторов – и внутренних, и, особенно, внешних. Это, безусловно, плюс для экономики - как местной, так и российской в целом. Но вслед за этим все заметнее проявляется вторая тенденция – столь же острая нехватка квалифицированных кадров. Мало разработать красивый проект, найти финансирование, возвести стены, создать инфраструктуру и рабочие места. Главное – кто-то должен эти места заполнить, иначе все остальное просто бессмысленно.

В России уже можно найти пустующие индустриальные парки, уверяет заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева. "Понастроили, а резидентов нет", – поясняет она. Причем, в первую очередь, ощущается недостаток представителей рабочих специальностей – прямое следствие деградации системы образования: профтехучилища нынче не в моде, все стремятся в вузы, не важно, какого качества. Именно наличие достаточного количества высококомпетентных рабочих и инженеров позволило Нижегородской области стать одним из наиболее привлекательных для инвестиций регионов, считает Шанцев. Среди других преимуществ – выгодное географическое положение и одно из лучших в стране, по словам губернатора, законодательство регионального уровня, направленное на создание комфортного инвестиционного поля, независимо от размера инвестиций и их национальностей.

Затрудняет приход инвесторов в регионы устойчивое мнение о том, что в России можно делать бизнес только в Москве и Петербурге, "а дальше холодно и долго", посетовал губернатор. Нижний Новгород до 1991 г. вообще был закрыт для посещения иностранных туристов, напомнил он. Да что говорить об иностранцах, если даже друг с другом регионы знакомы не слишком близко. Информация – главная цель нижегородского саммита, впрочем, как и других региональных форумов, коих в последнее время стало довольно много.

Но мыслима ли инвестиционная привлекательность регионов без привлекательности страны в целом, поинтересовался у экспертов председатель думского комитета Андрей Макаров, которому на саммите досталась роль модератора пленарного заседания. "Не думаю, что суверенные риски являются теми условиями, которые мешают осуществлять региональные инвестиционные проекты. Очень часто все перевешивается конкретными условиями, которые регионы дают конкретным инвесторам", – ответил главный высокопоставленный гость мероприятия, вице-премьер Аркадий Дворкович. Тому есть множество примеров, заверил он.

По словам Дворковича, есть много условий, необходимых для привлечения инвестиций, и у каждого эксперта свои приоритеты в выборе самых важных из них. Его личный рейтинг выглядит так: предсказуемость действий административной системы, политическая и макроэкономическая стабильность, хорошая инфраструктура для ведения бизнеса.

В стране должно быть выгодно и безопасно делать бизнес, добавил федеральный уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. И если выгода очевидна, то с безопасностью все по-прежнему не так гладко. "Ужас, но не ужас-ужас-ужас", – конкретизировал он. Кстати, в Нижегородской области с "ужасами" отныне будет бороться собственный бизнес-омбудсмен: в ходе саммита было объявлено о назначении на этот пост руководителя местного отделения "Деловой России" Павла Солодкого.

Независимые эксперты согласны с тем, что привлечение инвестиций в регионы – дело рук самих регионов. В первую очередь, работает принцип "сарафанного радио": бизнесмены, размышляющие о финансировании проектов на тех или иных территориях, ориентируются на мнение коллег, которые уже там присутствуют и имеют позитивный опыт, отметил один из участников саммита. И, наоборот, главные претензии от инвесторов и предпринимателей сегодня поступают в адрес органов местного самоуправления.

Жалуются на бюрократию. Так, согласно недавнему исследованию, проведенному Минэкономразвития РФ, для получения разрешения на строительство среднестатистическому российскому инвестору необходимо пройти 51 административную процедуру, на что уходит 423 дня. А для подключения к электрическим сетям требуется пережить 10 процедур (281 день). Заместитель полпреда президента в ПФО, инвеступолномоченный Галина Изотова отметила, что порядка 80% административных барьеров создаются именно на муниципальном уровне, и пообещала выжигать бюрократию каленым железом. "Как только мы сломаем административные барьеры, Россия сразу же поднимется в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности со 120-го места на 30-е", – уверена она.

Очень многое зависит от конкретных людей, работающих в региональных администрациях, продолжила тему Ирина Макиева. В первую очередь, инвесторы выбирают территорию, где есть внятная управляющая команда. При этом слепо копировать стратегию успешных областей бесполезно, полагает она. Повторить опыт, например, Калуги, сейчас уже невозможно. Каждому региону придется прокладывать для потенциальных инвесторов свой собственный путь.

Выбор читателей