Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Форма и сейчас есть во многих школах. Считается, что она приучает к дисциплине и не дает ученикам почувствовать социальное неравенство. Я отношусь к тому поколению, у которого часть школьной жизни прошла в СССР и с формой, а часть – в 90-е и уже без формы.
До сих пор вспоминаю, каким счастьем стала для нас отмена школьной формы! Кстати, неравенства из-за этого никто не почувствовал. Неравенство было в другом – у кого-то родители отхватили видак, у кого-то нет. Кто-то рассказывал, как ест красную икру ложками, а у кого-то не было денег на завалящий "Сникерс". Но вот что касается "свободной формы одежды" – ни богатые, ни бедные не испытывали по этому поводу ни малейшего дискомфорта.
Неприятные эмоции по поводу формы возникли у меня, наверное, в классе четвертом. У меня была подружка Лена. Никаких странностей я за ней не замечала, пока одна из одноклассниц не сказала: "Как ты можешь дружить с этой Леной? Она неряха, у нее всегда замызганные манжеты". Дело в том, что нам с этой одноклассницей белые манжеты стирали мамы. А у Лены мамы не было, был только папа-водила, и кто стирал ей манжеты, не известно.
Вскоре наблюдение о том, что Лена ходит с грязными манжетами, распространилось по всему классу. Многие презрительно фыркали и считали ее из-за этого человеком второго сорта. В силу возраста Лена то ли не понимала, почему все смеются у нее за спиной, то ли понимала, но отпороть и постирать манжеты не умела или боялась.
Примерно на год моя жизнь, вслед за жизнью Лены, превратилась в кошмар. Тогда впервые я осознала, что общество – злое, ехидное и вообще, в целом, малопорядочное, даже если оно пока что ходит только в четвертый класс.
Потом манжеты у Лены неожиданно стали белыми – к ним переехала жить двоюродная тетка. Но мои "форменные кошмары" на этом не закончились. На советском телевидении появилось много экранизаций зарубежных детективов. И я с удивлением увидела, что нашу парадную форму (коричневое платье и белый фартук) в Англии носят исключительно служанки. А повседневную (коричневое платье и черный фартук) не носит вообще никто – видимо, из-за полнейшей безвкусицы. Этот внезапно обнаруженный факт меня смутил: почему я, школьница великой советской страны, должна одеваться как какая-то английская служанка?!
Мучения с коричневым платьем закончились, когда советская промышленность решила разнообразить форму для девочек синими юбками и синими пиджаками. Из старого коричневого платья я как раз выросла, и мама спросила: "Ты хочешь новое коричневое платье или синий костюм?" Конечно, я хотела костюм! Ведь английские служанки в таких точно не ходят! Чуть ли не бегом мчалась я в магазин за синим костюмом, не подозревая даже, что он подкинет мне моральные мучения похлеще, чем коричневое платье.
Выяснилось, что все синие костюмы советская промышленность шьет одного объема. То есть рост был разный, а объем обязательно соответствовал росту. Советским модельерам казалось, что если девочка маленькая, то у нее и грудь должна быть маленькая. А на мой "лошадиный рост" объем груди был только пятого размера. Железная логика! Где брать недостающие пять размеров, я со своим нулевым совершенно не представляла. Мы с мамой обратились к знакомой портнихе, но та ушивать форму нас отговорила глубоко философской фразой: "За год вырастут".
В ожидании, пока вырастут, надо было что-то делать – пиджак висел мешком до самого пупка. Мама купила неведомую мне доселе вещь – лифчик, чтобы можно было напихать туда ваты (объемных в продаже в те годы еще не водилось). Мы запихали в лифчик всю имеющуюся вату, но при примерке оказалось, что для того, чтобы костюмчик сидел, надо надеть еще три таких лифчика, предварительно запихав в них ваты еще полведра. Поняв, что с ватой ничего толком не выходит, мама взялась ушивать форму сама. Однако ушить ее до нулевого размера так и не удалось – все равно пришлось ходить с ватой.
А потом случился и на нашей улице праздник – форму по всей стране отменили! И я пошла в школу в обычном свитере, впервые не обложенная ватой. То ли без ваты, то ли просто так, но дышать с того момента мне стало значительно легче.
Лена Л. тоже пришла в свитере, и никто уже не мог показать на нее пальцем, потому что от свитера не надо было каждые два дня отпарывать манжеты.
И только одна из учительниц все время ворчала – дескать, раньше все было красиво, цивилизованно, а "теперь какая-то вульгарщина, как будто не в школу приходят, а пиво пить во двор". И мне всегда хотелось сказать ей: "Возможно. Вот только в вашей форме даже выйти пить пиво было бы стыдно".
Мне скажут: это когда было! Сейчас форма красивая, нравится и учителям, и родителям. Но ведь наша советская форма тоже всем безумно нравилась – и учителям, и родителям.
Армия продолжает отрабатывать по объектам противника