Россия продержится два года

Правительственные эксперты спорят о том, насколько РФ хватит накопленных резервов в случае прихода нового кризиса. При этом они забывают, что кризис никуда не уходил, а лишь мутировал


ФОТО: РБК



Российские экономические ведомства продолжают моделирование нового масштабного кризиса с целью понять, насколько стране хватит накопленных резервов. При взгляде со стороны это напоминает спор оптимиста и пессимиста, находящихся в полной уверенности, что самого плохого все равно не случится.

Средств Резервного фонда, если кризис начнется после 2016 г., хватит на два года при цене нефти $60 за баррель и на четыре года, если ее стоимость составит около $80. К такому выводу специалисты Минфина пришли в результате стресс-тестирования проекта бюджета на следующие три года, сообщает в своем понедельничном выпуске "РБК daily", ссылаясь на замглавы Минфина Алексея Моисеева.

По данным газеты, к началу кризиса 2008 г. в Резервном фонде было накоплено около 8,7% ВВП. С июля по декабрь 2008 г. цены на нефть упали с уровня абсолютного рекорда $147,5 более чем на $100 (при заложенной в бюджет цене $70 за баррель). Это вынудило правительство начать тратить средства Резервного фонда. В 2009 г. с марта по декабрь он сократился с 4,869 трлн руб. до 1,83 трлн, к началу 2011 г. объем накопленного упал до 775,1 млрд рублей. Вновь активно копить средства правительство начало в этом году. Полностью наполнить Резервный фонд должны к 2017 г., к этому времени там будет находиться 7% ВВП.

Сложнее всего, по мнению газеты, придется в том случае, если кризис начнется в следующем году. К этому времени в Резервном фонде будет находиться около 4% ВВП. Это позволит правительству не резать бюджетные статьи полтора года, если нефтяные цены рухнут сразу до $60, и три года, если ценники не упадут ниже $80. Однако в этом случае "правительство может решить использовать средства ФНБ, поэтому не думаю, что здесь будет масштабная проблема", считает Алексей Моисеев. При этом, по мнению чиновника, вероятность кризиса уже в следующем году довольно низка. "Сложно представить себе жесткое падение цены на нефть в ситуации столь же масштабного количественного смягчения в других странах. Несколько лет у нас есть, я надеюсь, за это время мы накопим Резервный фонд", - полагает Алексей Моисеев.

Куда более оптимистично смотрят на "кризисоустойчивость" России в Минэкономразвития. Там считают, что подушки безопасности в 5% ВВП было бы вполне достаточно. "Это позволит от года до полутора полностью покрывать дефицит. Кроме того, даже в условиях кризиса, как показывает опыт европейских стран, можно все же занимать на рынках", - приводит газета слова замглавы министерства Андрея Клепача. "В Резервном фонде можно накопить и 10% ВВП, но зачем? Это вычет из экономического роста, и избыточные сбережения не повысят, а понизят в долгосрочном плане устойчивость экономики", - критикует Клепач позицию Минфина.

Примечательно, что оба замминистра рассуждают исключительно из практических позиций, строящихся на текущем положении дел в российской экономике, при этом весьма далеком от идеального. Речь идет о формате сырьевой экономической модели образца начала 2000-х. Также в основе стресс-теста лежит и сценарий развития кризиса 2008 года, когда экономические проблемы России и других стран действительно были залиты деньгами.

Однако нельзя исключать, что развитие нового кризиса (который, кстати, никуда не девался) пойдет по совершенно иному сценарию, что довольно очевидно уже на сегодняшнем этапе. Постепенное разрушение базовых принципов мировой экономики, имеющей в значительной степени долговой характер, продолжается и сегодня. В отличие от 2008 г., этот процесс носит не шоковый, а перманентный характер, что, впрочем, не меняет его сути. Разрушение устоев существующей экономической модели продолжается, хотя и в менее катастрофической форме.

Самое же тревожное состоит в том, что ни одно государство в мире пока не нашло способа воспрепятствовать этим процессам. Напротив, как в старой поговорке, "генералы", как и столетия назад, готовятся к "прошлым войнам". При этом они упускают из виду, что повторения прежних сценариев экономических катаклизмов, а главное эффективного использования отработанных способов им противостояния может больше и не случиться. Поразивший мир, глобальный кризис, постоянно мутирует меняя свои формы, чего не скажешь о способах борьбы с ним.

Выбор читателей