Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": Вы уже являетесь президентом кинематографического фестиваля "Зеркало" в городе Иваново. Почему решили возглавить еще один похожий проект, чем он вас привлек?
Павел Лунгин: Я давно дружу с Борисом Титовым, который является владельцем Абрау-Дюрсо. Я видел, как год за годом постепенно улучшался завод, вино, жизнь людей в Абрау – прогрессивный подход хорошего капиталиста, который меняет обстановку вокруг себя, потому что ему так тоже лучше. И фестиваль был сделан для того, чтобы распространять эту вибрацию. Он молодежный, открытый, музыкальный, со всякими техногенными световыми эффектами, мастер-классами. Нам всем показалось, что жизнь станет приятнее не только в Абрау-Дюрсо, но и в Краснодарском крае, если сделать такой фестиваль, и он начнет разрастаться.
"Y": Как вы оцениваете итоги: первый блин получился комом или нет?
П.Л.: Ну, конечно, слегка комом, потому что у нас мало было времени. Пока появилась форма, но не хватает контента и смыслового содержания. Однако главное, что огромное количество местных жителей сюда приехали. И готовится место для прихода еще большего числа людей. Хочется просто создать им иной смысл жизни – культурный, веселый, дружеский, вырвать из материальной борьбы за существование.
"Y": Фестивали сейчас повсеместно появляются в Европе. В России их тоже в последнее время становится все больше. Качество наших фестивалей сопоставимо с западными или есть свои особенности?
П.Л.: У нас очень много фальшивых фестивалей, воровских, которые ставятся для галочки. Некоторые существуют только на бумаге. Западные, может быть, скромнее, но там всегда очень много волонтеров и хорошая организация. И там это уже вошло в повседневную жизнь – подобные мероприятия организуются даже в небольших городках, где население всего-то несколько тысяч человек. Нам их путь еще только предстоит пройти. Но то, что много фестивалей – это хорошо, конечно.
"Y": А долго мы еще будем к этому идти?
П.Л.: Долго
"Y": И, видимо, никогда не догоним Европу, потому что она же тоже будет двигаться вперед.
П.Л.: Ну, если она не споткнется…
"Y": С чего бы ей спотыкаться?
П.Л.: Она же тоже стареет, гибнет в эгоизме, в политике политкорректности, обратной стороной которой является выхолащивание смысла из жизни. Если все время говорить правильные вещи, можно потерять индивидуальность. В этом есть некоторая скука Европы: заранее знаешь все, что там произойдет. Ну, а нам, наоборот, еще надо карабкаться вверх – к гуманизму и терпимости. По крайней мере, я был доволен, что в Кубанском крае не было традиционных кубанских радостей – казачества, лампасов, лже-Георгиев на груди. Мы пытались сделать фестиваль современным, лишенным особой идеологии, просто призывающим к любви.
"Y": Фестивали проводятся при помощи спонсоров – либо это государство, либо частные структуры. В принципе, культура в целом сегодня самостоятельно не живет…
П.Л.: Культура и не должна жить самостоятельно. Самоокупаемость культуры – это бред! Она не может быть коммерчески выгодной просто потому, что ее нельзя немедленно обменять на материальные активы. И во все века культура существовала на деньги государства или меценатов – тиранов в Древней Греции, герцогов в средневековой Италии. Да и в Советском Союзе она была элементом идеологии и финансировалась из государственной казны. Исключение составляют коммерческие бренды, изначально созданные для зарабатывания денег – рок-ансамбли, Гарри Поттер… Но разве Гарри Поттер – это культура? Нет, это очень милое, хорошее развлечение, его можно сравнить с колбасой, которую ты покупаешь в супермаркете – съел и получил удовольствие. Культура же – это противоядие от жизни, она призвана заставлять людей думать, осмыслять себя. Одна из главных ошибок наших 90-х годов – невнимание к внутреннему миру граждан. В погоне за прибылью и наращиванием ВВП про душу человека совсем забыли. И вот спустя 20 лет спохватились, когда уже почти упущено все. И в панике начинают создавать маленькие и большие фестивали, пытаясь залатать эту дыру. Получится или нет, и в какой степени, я не берусь судить.
"Y": А можно ли ее залатать только фестивалями или необходимы и иные меры? Как вы оцениваете те усилия, которые сегодня предпринимает государство? Вас, например, как кинорежиссера, устраивает государственная поддержка кинематографа?
П.Л.: Это отдельная и очень большая тема. Пытается государство поддерживать кино, но это сложно. Непонятно, кто лучше, кто хуже. Очень трудно это определить. Должны быть профессиональные экспертные жюри, которые могут грамотно распределить государственные деньги. Как только чиновники начинают этим заниматься, сразу возникают проблемы и накладки. В то же время эксперты тоже подвержены влиянию моды. Но решить данную проблему все-таки можно – французская поддержка кинематографа это показала. Там и фильмы снимаются, и зритель на них ходит. У нас же сплошная катастрофа: российский зритель вообще перестал смотреть русские фильмы. Еще пять лет назад смотрели хорошо, год-два назад интерес снизился, но на отечественное кино еще ходили. А сейчас дошли до критической точки неверия, и как-то надо зрителя возвращать.
"Y": А почему не смотрят? Ведь снимают многие известные и любимые режиссеры…
П.Л.: Если бы я знал, я бы снимал такие фильмы, которые смотрят.
"Y": Вы сказали, что культура призвана заставлять людей осмыслять жизнь, и одновременно она – противоядие от жизни. Вам не кажется, что в этом есть некое противоречие?
П.Л.: Мне кажется, это и есть культура. Потому что начиная с Древней Греции, ее функция не только и не столько эстетическая, сколько катарсическая. Культура проводит тебя до степени отчаяния, потом случается взрыв – ты плачешь, смеешься, и наступает облегчение, ты понимаешь, что просто запутался в каких-то пустяках... То есть, через нагнетание печальных мыслей происходит освобождение от них. Потому что сейчас эти мысли размазаны тонким слоем по бутерброду жизни, и становятся ее депрессивным фоном. Задача культуры – дать возможность выйти из этого состояния, посмотреть на себя со стороны, с юмором, и понять, что ты не один, осознать относительность твоих ужасных бед и проблем в сравнении со шкалой мировых ценностей.
"Y": Возвращаясь к вопросу о фестивалях, такие небольшие площадки, как Абрау, в числе прочего, дают возможность заявить о себе начинающим деятелям культуры. Насколько вообще молодым людям сегодня легко пробиться в искусстве, и что о самой молодежи можно сказать – не оскудела ли талантами земля русская?
П.Л.: Почему оскудела? Нет. Но, мне кажется, у нас очень мало оригинальных вещей. Принцип копирования западных образцов проявляется все сильнее и сильнее. С другой стороны, может быть они действительно лучше – гораздо более продуманы, наполнены профессионализмом и мастерством. А пробиться, мне кажется, даже слишком легко. Нет достаточной конкуренции. Кино, например, должно быть снять трудно. Нужен отбор, такая тяжелая мясорубка, заставляющая проявить характер, выстоять, поработать, понять, продумать. А у нас, повторюсь, слишком легко, и результат от этого тоже легкий.
"Y": Вы сами сейчас готовитесь к съемкам нового фильма – "Пиковая дама". Почему классика, почему именно такой выбор?
П.Л.: А почему нет? Захотел. Придумалась история. Могу сказать, что вслед за Пушкиным я считаю, что все жанры хороши, кроме скучного. И надо быть очень самодовольным человеком, чтобы терзать ни в чем не повинного зрителя скукой и какими-то своими философскими спекуляциями. Во мне нет этого самодовольства, я человек достаточно ироничный и критичный. Поэтому, думаю, скучно не будет. Ну, какой-то такой придумался синтетический жанр… Я двигаюсь к музыке все больше и больше. Не знаю, почему.
"Y": То есть, это будет что-то типа мюзикла?
П.Л.: Это будет современный триллер, который происходит во время постановки "Пиковой дамы" и повторяет некоторые ее сюжеты.
Ситуация может еще больше обостриться