Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Во время выборов в Координационный совет оппозиции на Трубной площади. ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В канун голосования под подозрением в организации массовых беспорядков оказались сразу трое кандидатов в совет оппозиции: Сергей Удальцов, Константин Лебедев и Леонид Развозжаев. Основатель финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди предпринял попытку "рейдерского захвата" будущего КС, мобилизовав членов своей партии для выдвижения в качестве кандидатов и голосования за них. А после того как ЦВК попытался ограничить участие в выборах членов МММ, по заявлению 64-х несостоявшихся кандидатов от этой партии было оперативно возбуждено уголовное дело против членов ЦВК – в связи с хищением денег, внесенных в качестве регистрационного взноса.
На первый взгляд, прилагаемые усилия неадекватны потенциальной угрозе: все предыдущие попытки создать орган, выступающий от имени всего гражданского общества оказывались не слишком результативными. Вот, например, "Гражданский форум" собирался многократно аж с 2005 года – и что? Сто семьдесят тысяч избирателей, да еще и организованных в основном через Интернет, явно еще не основание для того, чтобы претендовать на общенациональное представительство. Что это за гражданское общество такое, если его может задавать массой партия Мавроди? Неудача на выборах в Химках кандидата от "болотной оппозиции" Евгении Чириковой также подтверждает: активная оппозиция пока малочисленна и не может рассчитывать на поддержку широких слоев общества.
Есть вопросы и к процедуре голосования. Если уж на то пошло, блокирование кандидатов от партии МММ не очень хорошо вписывается в дискурс "свободных, демократических и общенациональных" выборов: по логике вещей, все претенденты должны быть равны между собой, выбор – за избирателем. По крайней мере, начальные условия выдвижения кандидатов не предусматривали какого-либо фильтра для подобных случаев, и ЦВК еще предстоит объяснять, как он намерен "отсечь" несколько тысяч голосов вкладчиков МММ. Наконец, нет никаких признаков того, что система голосования защищена от манипуляций со стороны ее владельцев. Одним словом, получился такой "междусобойчик", участники которого уже готовы поскандалить: по данным "Коммерсанта", часть кандидатов собирается требовать пересмотра итогов голосования, если оно пройдет не в их пользу, а также инициировать создание альтернативного КС органа. Одним словом, протест почти полностью захлебнулся, "Единая Россия" – если судить по результатам последнего дня голосования – восстанавливает свои позиции, Путин будет сидеть в Кремле еще очень долго.
И тем не менее, основания бить тревогу у власти все-таки есть. Прежде всего потому, что выборы в КС сигнализируют ей: определенная часть общества уже давно живет отдельно от этой самой власти. До Болотной это разделение существовало скорее на интеллектуальном уровне – как неприятие существующей вертикали власти и принципов ее построения. Однако в течение последнего года это разделение материализовалось на городских площадях. И теперь КС – потенциальный источник альтернативной, так сказать, легитимности. Люди, которые не получили представительства в органах власти, формируют собственный представительный орган.
Возможно, сходу он не станет дееспособным и не сможет формировать актуальную для своих (и, тем более, сторонних) избирателей повестку дня. Но он в любом случае становится конкурентом для действующей власти. Тем более опасным, что изначально не играет по правилам, ею придуманным.
Кроме того в Кремле также должны понимать, что 170 тысяч зарегистрированных избирателей – это на самом деле не так уж и мало, потому что речь идет о мобилизации политически активной части общества. Эти люди – нерв российской политики (то, что демонстрирует правящая элита, политикой назвать нельзя – это скорее охранительный рефлекс, переходящий в судорогу), и рано или поздно на сигналы этого нерва начнут откликаться другие части тела.
И усилия, предпринимаемые для срыва выборов, только подтверждают значение проходящего. Кажется, эти выборы и есть ответ на мучивший многих вопрос: что делать, если бесперспективность протестного стояния на площадях очевидна? Все на выборы!
Преступления удалось предотвратить