Без Сердюкова оборонка может пойти вразнос

Российскому ОПК предоставлен невиданный карт-бланш в виде 20-триллионного бюджета и устранения неугодного министра. Однако в Минфине не уверены, что эти средства будут использованы эффективно


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Увольнение министра обороны Анатолия Сердюкова, порой довольно скептически относившегося к возможностям отечественной оборонки, открыло перед российским ВПК практически безграничный рынок объемом в 20 трлн рублей.

Зная аппетиты оборонщиков, буквально сразу на происходящее отреагировали в Минфине, на чьи плечи в обозримой перспективе ляжет бремя невиданных ранее военных расходов. Не удивительно, что финансовое ведомство уже сейчас пытается позаботиться о механизме контроля за расходованием средств по этой статье, которые, по понятным причинам, могут оказаться бесконтрольными.

Так, в ходе своей встречи, посвященной обсуждению проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 гг. с фракцией КПРФ в Госдуме, министр финансов Антон Силуанов заявил, что поручит Росфиннадзору усилить контроль за расходами бюджета на оборонный комплекс. "Мы дадим поручение Росфиннадзору контролировать оборонный комплекс", - цитирует министра РИА "Новости". - Нужно рассматривать вопрос прохождения всех денег от Минобороны по цепочке к конкретному получателю, на каждой из этих стадий следить за выполнением целевых параметров тех ресурсов, которые выделяются".

По словам Антона Силуанова, 20 трлн руб. за весь период на Рособоронзаказ - это очень существенные деньги. "Мы из-за этого всерьез изменили структуру бюджета, для того чтобы деньги выделить в полном объеме на реализацию программы вооружения, - напомнил глава Минфина. - Со своей стороны, со стороны правительства нашему контрольному органу мы дадим такое поручение усилить контроль".

Министр финансов также обратился к депутатам с предложением дать аналогичное поручение Счетной палате. "Счетная палата очень серьезно проверяет: я знаю, были проверки и Министерства обороны, были и соответствующие решения о том, чтобы усилить надзор за деньгами, которые туда выделяются", - заметил он.

Обеспокоенность главы финансового ведомства вполне объяснима, особенно на фоне последних заявлений курирующего ОПК вице-премьера Дмитрия Рогозина. Напомним, что последний раскритиковал экс-министра обороны, выдвигавшего претензии к отечественным оборонщикам из-за дороговизны, устарелости и невысокого качества их продукции. Сердюков, как заявил вице-премьер, "абсолютизировал западную технику и вооружения в ущерб отечественному производству, которое душилось близкой к нулевой рентабельностью".

На самом деле данное высказывание вице-премьера отдает исключительным популизмом. Рентабельность любого производства - задача и забота исключительно самого этого производства, но никак не заказчика, каковым в данной ситуации выступало Министерство обороны. В том, что эффективность отечественной оборонки катастрофически падала, сегодня ни у кого не возникает сомнений. Что касается закупок войсками иностранных образцов техники, то они вовсе не являлись массовыми (из-за разницы стандартов и недопустимой привязки к иностранным системам их обслуживания) и главной их целью была попытка стимулирования отечественных производителей через конкуренцию.

К сожалению, в отечественной оборонке зачастую отсутствует понимание того, что цель ее существования заключается не в производстве вооружений за государственный счет как таковом, а в обеспечении эффективности этих вооружений и их адекватности условиям ведения современной войны. Именно в этом и заключался главный конфликт, возникший между "сердюковским" МО и ОПК.

Как, сообщил "Yтру" представитель того самого отечественного ОПК - генеральный директор ОАО "ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" Иван Поляков, - "сегодня мы видим две полярные точки зрения: с одной стороны - мнение промышленности, с другой - мнение Министерства обороны, рассуждающего в рамках возможностей промышленности сегодняшнего дня. И это очень важно. Министерство обороны оперирует показателями возможностей российской промышленности сегодняшнего дня. А мы должны говорить сегодня о возможностях промышленности дня завтрашнего".

Действительно, в последнее время отношение МО к оборонке строилось, исходя из ее текущего состояния, которое, увы, мало соответствовало современным требованиям к созданию и выпуску вооружений. Карт-бланш, предоставленный оборонщикам в виде 20-триллионного бюджета и устранения неугодного министра обороны, должен привести к переосмыслению прежней промышленной политики и переориентации с того, что производить привычнее и рентабельнее, на создание образцов, соответствующих современным требованиям ведения войны XXI века.

Очевидно, что в Минфине пока не уверены, что огромные средства, выделяемые ОПК, будут расходоваться именно по этому принципу и что оборонка не пойдет вразнос из-за открывшихся перед ней перспектив. Именно по этой причине государственным казначеям не остается ничего другого, как прибегать к банальной защите от воровства и неэффективности.

Выбор читателей