Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: NASA |
Россия сейчас эксплуатирует пять антарктических научных станций, еще две законсервированы. В год на исследования Антарктики и жизнеобеспечение станций расходуется порядка $50 млн казенных денег. И мы не одни такие: активную научную деятельность на ледяном континенте ведут более 30 стран мира, многие из них (США, Япония, Китай, Германия, Чили) имеют там свои станции. Пополнить их ряды в ближайшие годы планируют Белоруссия и Казахстан.
Антарктида интересует человечество не только в чисто научном плане. Под километровым ледяным панцирем скрывается совершенно нетронутый материк, по площади в полтора раза превосходящий США. По оценкам ученых, он весьма богат полезными ископаемыми: нефтью и газом, каменным и древесным углем, цветными, драгоценными и редкоземельными металлами и даже алмазами.
Не располагая технологиями, необходимыми для добычи этих ресурсов, потенциальные разработчики ледяного континента в 1959 г. заключили Договор об Антарктике. Он закрепил "ничейный" статус этой земли, запретил размещение там вооруженных сил и любую экономическую деятельность. В 1980 г. Антарктиду объявили еще и безъядерной зоной, что исключило размещение там АЭС, складирование ядерных отходов и использование атомных ледоколов. Раз в 50 лет Договор решили пересматривать: вдруг за полвека созреют условия для расконсервирования антарктических ресурсов? К 2009-му они не созрели: Договор оставили в силе и без изменений.
Однако многие государства – кто тихой сапой, кто в открытую – начинают посягать на действующий антарктический режим. Так, исследования развитых стран носят все более прикладной характер: они упорно подбираются к ресурсам "крайнего Юга". Особенно преуспели в этом США и Китай: их вложения в подобные исследования Антарктиды исчисляются миллиардами долларов. Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили пошли по другому пути: они обозначили на карте континента "свои" сектора. Когда в один прекрасный день будет дана отмашка началу освоения континента, эти страны смогут предъявить на них более серьезные права.
Больше всех в освоении (точнее, присвоении) Антарктиды преуспели власти Чили: они уже сейчас заявляют о суверенных правах на часть Антарктики площадью 1,25 млн кв. километров. В начале года президент Чили Себастьян Пиньера праздновал день рождения своей супруги на одной из чилийских антарктических баз в компании президентской четы из Уругвая и в очередной раз озвучил территориальные претензии к пингвинам. В частности, он поблагодарил те полтысячи чилийцев, которые, по его словам, "утверждают суверенитет родины на 15 временных и постоянных станциях в Антарктиде". Кстати, на крупнейших из них есть отделения почты и ЗАГСы, действует чилийская мобильная связь. Себастьян Пиньера провозгласил новую антарктическую стратегию Чили. Она подразумевает, в частности, размещение военной базы на ледяном континенте и систематизацию в единый документ всех законодательных актов страны в отношении Антарктиды. По словам президента, этот документ будет полностью соответствовать нормам Договора об Антарктике и в то же время подтвердит законность распространению юрисдикции Чили на антарктические территории. Предполагается также развивать "антарктический туризм".
Реакция мирового сообщества на подобные заявления всегда была резко отрицательной. Тем не менее все понимают, что рано или поздно Антарктику придется делить, но лучше, чтобы этот процесс прошел мирно и цивилизованно. Власти Чили, конечно, поторопились: это явный фальстарт антарктической гонки.
К тому же перспективы "оттаивания" Антарктики пока довольно туманны. Вообще, этот континент в последнее время оправдывает свое "противоположное" название не только географически. В то время как во всем мире трубят о глобальном потеплении, а льды Арктики стремительно тают, Антарктика, напротив, наращивает свой ледяной покров, причем тоже рекордными темпами. Согласно последним данным NASA и Национального центра информации по снегу и льду (NSIDC) США, площадь морского льда в Антарктике достигла годового максимума, который оказался рекордно высоким за всю историю спутниковых наблюдений – почти 20 млн кв. км, что более чем на миллион выше среднего значения за период с 1979-го по 2000 год. В Арктике же в этом году был поставлен противоположный рекорд: там площадь льдов во время годового минимума стала рекордно низкой за всю историю спутниковых наблюдений. Так что, по всей видимости, сначала в мире начнется арктическая гонка, а уж затем – антарктическая.
Американцы четко идут к своей цели