Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP/Xinhua News Agency |
Испытания показывают, что корабль и истребитель способны взаимодействовать друг с другом, сообщили в ВМС НОАК. "Мы, наконец, сумели выработать навыки посадки истребителей на палубы авианесущих кораблей, – цитирует агентство Xinhua заместителя главнокомандующего Китайского флота вице-адмирала Чжан Юньи. – Это как танец на острие ножа, ведь самолет должен совершить посадку на очень ограниченном пространстве".
К отработке взаимодействия экипажей авианосца и пилота истребителя китайские моряки и летчики приступили сравнительно недавно – в октябре. До середины ноября J-15 лишь касались колесами палубы авианосца, после чего вновь взмывали в воздух и уходили на наземный аэродром.
Осуществить полноценную посадку на палубу пилотам удалось только после разработки китайскими инженерами собственного "аэрофинишера" – специального устройства в виде натянутого поперек палубы троса, обеспечивающего торможение приземляющегося самолета. До последнего времени ни сконструировать, ни купить технологию производства этого казалось бы нехитрого устройства китайским военным не удавалось. Обладающие данной технологией страны (США, Россия, Великобритания, Франция) не горели желанием передавать ее Китаю, стремящемуся к созданию собственной авианесущей группировки. Однако китайские инженеры справились и без них. По крайней мере, в соответствии с официальной версией.
С другой стороны, назвать Ляонин" и J-15 полностью китайскими можно лишь отчасти. Поднебесная на протяжении долгих лет пыталась обзавестись современными авианесущими кораблями, позволяющими принимать самолеты четвертого и последующих поколений. Поскольку продавать такие корабли и технологии их производства китайцам никто не хотел, они решили проблему иначе. В 90-е годы КНР приобрела у Украины оставленный ей Россией недостроенный авианесущий крейсер "Варяг". Сделка была осуществлена по цене металлолома, так как Украина на тот момент просто не знала, что ей делать с ржавеющим железным монстром. Китайские же представители утверждали, что корабль им нужен для организации на нем плавучего развлекательного центра и казино в Макао. Однако по прибытии "Варяга" в Китай военные инженеры принялись подробно изучать устройство практически готового авианосца, перенимая и воспроизводя столь необходимые им технологии. После тщательного изучения и модернизации экс-"Варяг" превратился в новейший китайский авианосец.
По схожей схеме осуществлялось и создание истребителя J-15, являющегося глубоко модернизированной версией российского Су-33. Зная о стремлении Китая заполучить образец современного палубного истребителя (китайским инженерам долго не удавалось решить проблему, связанную с технологией функционирования складывающегося крыла), российская сторона учла печальный опыт копирования китайцами Су-27 (в китайском варианте J-11) и отказала ему в продаже двух Су-33. Однако это не стало для Поднебесной непреодолимым препятствием. Получив от Украины опытный образец прототипа "Сушки" – Т10К, – а возможно, и какую-то дополнительную информацию, китайцы воспроизвели Су-33 без российского участия. Сегодня эта машина имеет название J-15. Ее сходства с российским "прототипом" не могут скрыть даже многочисленные изменения, внесенные в конструкцию самолета китайскими инженерами.
При этом китайская сторона по сей день открещивается от факта копирования Су-33. "Те, кто хоть немного разбираются в военных делах, знают, что объявление "Цзянь-15" подделкой под зарубежные самолеты, не имеет никаких оснований, – сообщает официальный печатный орган КНР "Жэньминь Жибао". – "Цзянь-15" – это первый палубный многоцелевой истребитель, самостоятельно сконструированный в Китае, обладающий независимыми правами интеллектуальной собственности, может выполнять военные воздушные и морские задачи. Это отечественный истребитель с "китайским сердцем" и "китайским духом", результат, полученный в результате многолетней работы и преодоления трудностей сотрудников оборонной науки и технологии. Поэтому обвинения Китая в "заимствовании" в действительности несостоятельны".
Впрочем, с момента первой успешной посадки J-15 на палубу "Ляонина" все эти выяснения отношений не имеют никакого значения. Очевидно, что КНР получила то, что хотела – относительно современный авианосец способный нести на своем борту самые современные самолеты. Также совершенно очевидно, что теперь Китай располагает полным набором технологий для производства и модернизации авианосцев и размещаемых на его палубе самолетов. По расчетам военных экспертов, для коренного изменения соотношения сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе КНР достаточно построить еще два авианесущих корабля аналогичных "Ляонин"/"Варяг", укомплектовав их J-15 или более поздними версиями данной машины.
Все это не может не вызывать беспокойства США. Строительство нескольких авианосцев позволит Пекину значительно укрепить свое положение в "своей" части Тихого океана, и американские власти серьезно опасаются роста влияния Китая в регионе и ослабления традиционных союзников Вашингтона – Южной Кореи, Японии и Тайваня.
В заключение стоит добавить, что задуматься о скором появлении у Китая на Тихом океане первого современного авианесущего соединения стоит не американцам и их союзникам, но и России. К которой у Поднебесной со временем также может возникнуть ряд "претензий".
Враг несет колоссальные потери