Людей в белых халатах прогоняют c ТВ

Депутаты Госдумы предлагают запретить использование образов врачей и прочих специалистов в телевизионной рекламе. Излишнее доверие россиян к подобного рода экспертам заставляет их покупать массу ненужного и не самого полезного


ФОТО: depositphotos.com



Образы доброго эксперта-стоматолога, утверждающего, что только эта зубная паста непременно защитит от кариеса, или ветеринара, советующего, каким кормом надо потчевать домашних питомцев, чтобы они были всегда здоровыми и пушистыми, могут навсегда исчезнуть с экранов российского ТВ.

Депутаты Госдумы из фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предлагают ввести законодательный запрет на использование в рекламе сюжетов, в которых принимают участие люди "с указанием их профессиональной принадлежности". Попросту говоря, депутатов не устраивает использование в рекламе ссылок на рекомендации различных профессиональных ассоциаций и мнения людей в белых халатах, представляющихся экспертами.

По мнению авторов предложения, это вводит в заблуждение потребителей, особенно людей пожилого возраста, и заставляет покупать недоброкачественную медицинскую продукцию. "Если посмотреть рекламу по телевидению, то какой медикамент ни рекламируют, везде написано: рекомендовано, допустим, Союзом педиатров России или любой другой ассоциацией, - цитирует "РБК daily" одного из авторов предложения Ярослава Нилова. - Хотя не известно, что это за ассоциация, существует ли она вообще и какие исследования проводила". Та же ситуация и с появлением в кадре "опытных стоматологов, которые доверяют этой зубной пасте уже 20 лет", хотя не известно, держал ли актер хоть раз в руках бормашину.

Обращаясь к сопровождающей законопроект пояснительной записке, "РБК daily" указывает на то, что подобная реклама стимулирует чрезмерное употребление ненужных, а иногда и вредных лекарств. Для того чтобы навязать потребителю использование дорогостоящих процедур и лекарств, специалистами по рекламе введен в обиход отдельный термин - "медикализация". Депутаты приводят оценки экспертов, по которым 70% новинок аптечного рынка ничем не отличаются по своим терапевтическим свойствам от уже существующих аналогов, но стоят дороже. "Как представляется, не последнюю роль в этом "медицинском прессинге" играют представители медицины, задействованные в рекламных материалах", - говорится в пояснительной записке.

Манипулирование сознанием особо доверчивых людей в рекламных роликах с участием подобного рода "специалистов" действительно имеет место. На фоне постоянных утверждений о том, что лекарство, биодобавка или косметический препарат должен назначаться специалистом, экранные "профессоры", "доктора" и прочие "эксперты" вполне подходят на роль таковых. У сидящего у телевизора обывателя возникает вопрос - зачем идти к врачу за рецептом или рекомендацией, когда тот же самый специалист дает те самые рекомендации прямо с экрана. Эффект подкрепляется также и сохраняющейся среди большинства населения верой в правдивость всего, что произносится в эфире телеканалов.

Авторы законопроекта надеются, что исключение из рекламных сюжетов образов псевдоэкспертов сделает выбор потребителей более осознанным и обоснованным. С этой целью они приводят в качестве примера Азербайджан. В 2006 г. в этой стране была запрещена реклама лекарств, что привело к снижению их потребления. По мнению авторов законопроекта, это объясняется тем, что фармацевтам не удалось продать населению то, без чего оно смогло обойтись. Следовательно, предлагаемый запрет является оправданным, так как способен снизить "манипулятивный характер" рекламы.

Судя по тому, насколько действенной является подобного рода реклама, законопроект наверняка столкнется с серьезным лоббистским сопротивлением со стороны производителей рекламируемых товаров и представителей рекламной отрасли. Однако даже в том случае, если законопроект будет утвержден в близком к исходному виде, "свято место" вряд ли будет долго оставаться не занятым. Учитывая эффективность подхода, представители рекламной индустрии довольно быстро отыщут новые образы, вызывающие доверие у значительной части населения.


Опрос: Влияет ли на ваше доверие к рекламе использование в сюжете образа врача?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей