Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
3D-модель, распечатанная на принтере. ФОТО: AP |
"Yтро": Владимир Николаевич, вы регулярно говорите о том, что в мире идут три глобальные технологические революции. Что это за процесс? Какого рода инновации рождаются благодаря им? Хотелось бы поговорить именно о прикладных инновациях.
Владимир Княгинин: Давайте сразу определимся: инновация – всегда прикладная и практичная. Если она не входит в нашу жизнь, не меняет ее к лучшему, это не инновация. Три революции, о которых сейчас говорит весь мир, это "умные среды", роботизация, появление новых материалов и цифрового моделирования. Они порождают инновации самого разного рода, которые благополучно вписываются в нашу реальность.
Самая радикальная инновация, на мой взгляд, это смартфоны. Возможно, мы и сами до конца еще не понимаем, насколько она радикальна, особенно для больших городов. В первую очередь, это возможность определять свое местоположение, возможность биоинформационного позиционирования в режиме онлайн, что позволяет погрузиться в "умную среду". Мобильные телефоны, как мы помним, были когда-то огромным прорывом. Смартфоны – это принципиально новый шаг, они позволяют вывести целый ряд функций тех или иных объектов и жизненных ситуаций на экран мобильного устройства.
Сложные формы коммуникации стали доступными. Когда мы говорили про "умные сети" (SmartGrid) еще три – пять лет назад, нам это казалось далеким будущим. Но будущее, как мы знаем, наступает внезапно: сегодня в крупных городах мобильный доступ к Сети – не проблема. Это значит, что я могу оборудовать дом, офис, производственную площадку соответствующими системами управления. На этом этапе возникает переход к следующей ключевой инновации – это социальная сеть.
Потому что жизнь перемещается в них?
Именно. В социальных сетях уже решен вопрос с обменом услугами, практически решен вопрос по платежам, часть обменов поставлена на коммерческую почву. И тот факт, что сегодня через соцсети, например, собираются митинги, говорит о том, что этот инструмент чрезвычайно эффективен, а значит – стоит задуматься над его дальнейшим использованием. Социальные сети фактически могут стать платформой для формирования целых комплексов экономики.
Например?
Например, сейчас стремительно меняется туристический бизнес: ответ по любому отелю, маршруту или гиду вы можете получить за минуты – в социальных сетях. Там же вы получите рекомендации от профессионалов и прочтете отзывы туристов. Затем закажете в Интернете билет и оформите через Сеть страховку для заграничного путешествия.
Мы редко придаем серьезное значение происходящим на наших глазах изменениям и не понимаем, что имеем дело с революцией. Появление Интернета, а затем и соцсетей меняет картину на рынке труда во всем мире: вылетают целые профессии. Например, зачем нужны турагенты, если все можно сделать самостоятельно?
Это те инновации, которые происходят здесь и сейчас и имеют революционный характер. Но, обратите внимание, не только люди "уходят" в Сеть: вещи начинают жить в ней самостоятельной жизнью, то есть сама жизнь превращается в некое подобие Интернета. "Интернет вещей" – порождение этой революции. Вещи, сообщающиеся через Интернет в автономном режиме по прописанному алгоритму – наше будущее.
Как это может выглядеть?
Предметы будут связаны между собой в сети как отдельные объекты информации. Человека будет окружать масса чипов, встроенных в мебель, книги, электроприборы, посуду, одежду и связанных между собой через Интернет. Когда предметы "научатся" обмениваться информацией и синхронизировать свои действия, дом и офис превратятся в единый полноценный сервис-центр для человека. Например, холодильник будет сам заказывать продукты, когда они закончились, и именно те, которые вы обычно выбираете.
Уже сегодня все гаджеты оборудованы чипами. У меня в портфеле несколько сим-карт: в телефоне, в планшетнике. А есть еще сим-карта в автомобиле. Они не только синхронизированы между собой, но могут синхронизироваться и с ситуацией на дороге, предупреждая о пробках и дорожных работах. То есть вы получаете среду, собранную из бесконечно "умных" вещей, которым не нужны специальные указания. Поэтому "Интернет вещей" сейчас ключевая вещь. В скором времени он сможет обслуживать наземный и воздушный транспорт. Сегодня рассматриваются, например, беспилотники как способ перевозки грузов: даже в больших городах и на сложных рельефах.
Но синхронизация уже откровением не будет: самое главное пройдено и открыто.
Правильно, поэтому главный вопрос сейчас – насколько это будет масштабировано в производственной системе. Я говорю о следующем тренде – о роботизации. Например, американцы серьезно в нее вкладываются, а это значит, что вопрос человеческого труда для них перестает быть ключевым при разворачивании крупных производств. Соответственно, отпадет необходимость передавать их на аутсорсинг в более дешевые страны, напротив – нужна квалифицированная рабочая сила, способная обеспечивать функционирование роботизированных систем у себя дома.
Сейчас в роботизации идет взрывной рост. Главное, что ожидается, – это экспансия роботизации в самые, казалось бы, нереволюционные сферы. В частности, в Нью-Йорк возвращается швейная промышленность. В начале ХХ века занятых в ней в городе было около 100 тысяч человек – большая цифра на тот момент; затем швейная промышленность "схлопнулась", ушла на аутсорсинг, а теперь постепенно возвращается, но уже на другой технологической базе.
Полностью роботизированным станет Canon к 2015 году. Во всяком случае, они это уже заявили.
Роботизация решает массу проблем! В том числе социальных. Вспомните компанию Foxconn, которая испытывала сложности с сотнями тысяч занятых в Китае, требовавших повышения заработной платы совершенно разными способами. Руководство компании даже было вынуждено поставить решетки на окна, потому что работники выпрыгивали из них. Сейчас принято решение роботизировать производство и сокращать долю рабочих. А после того, как это будет сделано, зачем строить заводы не в центре потребления продукции? Вполне возможно, что Foxconn построит их в центре своего рынка.
Что можно сказать о третьем тренде – о новых материалах и цифровом моделировании? Какими необходимыми предметами и явлениями эта революция снабжает нашу жизнь?
Стоит отметить, что сегодня пик цифрового моделирования в мире: практически все проходит через компьютерный инжиниринг и цифровое моделирование. Оно перестает быть сложным процессором: прототипированное производство, например. Принтер печатает объемные детали по цифровому проекту. Японцы наглядно демонстрируют это на своих выставках: ставят на входе видеокамеры, делают цифровую съемку, объемное моделирование - и можно распечатать и забрать свою фигурку.
А какой-то самый неожиданный объект, который проходил через цифровое моделирование?
Может быть, не самый неожиданный, но очень часто приводимый в пример: у Boeing в одном из кафе в кофе-автомате сломалась пластмассовая деталь, которая отвечала за подачу порционного кофе. Деталь заказали, но выяснилось, что придется долго ждать. И тогда сотрудник, работавший с технологией прототипированного производства, просто напечатал ее на принтере и вставил в аппарат.
Если же говорить о российской промышленности, приходится признать, что она задержалась с переходом к цифровому моделированию в инжиниринге и к быстрому прототипированию с использованием принтеров для объемной печати. Но сейчас все это наверстывается бешеными темпами. Россия сейчас – один из самых быстрорастущих рынков для поставок специализированного программного обеспечения для проектирования.
Ну и пару слов о новых материалах хотелось бы услышать...
Новые материалы – композитные, с управляемыми свойствами – дают нам то, что называется "геометрией невозможного": новые архитектурные решения, изделия с принципиально новыми характеристиками. Сейчас, например, один из главных вопросов в этой области – будет ли поставлен на поток композитный кузов для автопрома, который в корне изменит само понятие "автомобиль". Есть опасность того, что новые материалы начнут вытеснять с рынка традиционные отрасли: металлургию, например. Но революция есть революция.
Какие-то серьезные эксперименты, претендующие на скорый успех, идут с автомобильным кузовом?
Да, безусловно. Я бы отметил проект электромобиля Шая Агасси (Project Better Place), так как именно он заставил всерьез задуматься о смене кузова: тяжелая батарея электромобиля вынудила найти решение, как кузов облегчить. Вполне возможно, что совсем скоро только внешний вид будет напоминать о том, что перед нами автомобиль, самолет, корабль и так далее. А само изделие будет обладать уже совершенно новыми свойствами – естественно, облегчающими и улучшающими нашу с вами жизнь.
Люди могут угодить под статью, если купят противоправный материал