До 2030-го Россию не ждет ничего хорошего

В Давосе Медведев озвучит три возможных сценария развития России в обозримом будущем. Судя по их содержанию, никаких позитивных изменений в жизни населения страны в ближайшее время ждать не стоит


ФОТО: AP



Первый день открывшегося сегодня в швейцарском Давосе Всемирного экономического форума (ВЭФ) ознаменован выступлением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с докладом о возможных сценариях развития России до 2030 года.

Прогнозы, которые российский премьер озвучит в Давосе, обсуждались достаточно давно. При этом мало кто верил в то, что Медведеву удастся сразить участников форума своим оптимизмом. Накануне открытия ВЭФ вице-премьер Аркадий Дворкович поспешил подсластить пилюлю, назвав три возможных сценария развития России "не катастрофически ужасными, но негативными". Правда, при этом чиновник отметил, что презентация сценариев на ВЭФ - это не попытка сделать четкий прогноз, а лишь желание выделить три неопределенности, от разрешения которых будет зависеть дальнейшее будущее России.

Что касается самих трех сценариев развития страны до 2030 г., то все они представляются как негативные, и, как сообщает РБК daily, каждый из них хуже предыдущего.

Первый сценарий обозначен как "Восстановление регионального баланса". Его реализация возможна в том случае, если цены на энергоносители будут постепенно снижаться. В этих условиях некоторые регионы, независимо от федерального центра, сделают рывок вперед благодаря инвестициям в сельское хозяйство и смежные области.

В целом, реализация такого сценария выглядит вполне возможной, учитывая серьезное неравенство в уровнях развития регионов. С другой стороны, не совсем понятно, почему драйвером успеха должно стать именно сельское хозяйство, учитывая общую слабость и низкую конкурентоспособность этого направления по сравнению с другими странами. Возможно, по замыслу авторов прогноза, преимущество этой отрасли будет обусловлено неизменным спросом на производимую ею продукцию (есть люди должны всегда). Однако не стоит забывать и о регионах, преуспевших в таких областях, как черная металлургия или автомобилестроение (преимущественно сборочное), продукция которых также будет оставаться востребованной на внутреннем или внешнем рынках, невзирая на мировые нефтяные цены.

Надо признать, что данный сценарий кажется особенно пугающим, так как в соответствии с его условиями, следует ожидать серьезных проблем в дотационных регионах и, в первую очередь, на Северном Кавказе.

Второй сценарий - "Шаткая стабильность" - может быть реализован при внезапном и устойчивом падении цен на нефть. У государства не останется средств и возможностей для проведения реформ, и оно будет вынуждено усиливать влияние на экономику и направлять больше средств на социальные нужды.

В то же время, вероятность реализации данного сценария кажется невысокой, поскольку сегодня не просматривается видимых оснований для резкого и быстрого падения мировых цен на нефть. Что же касается возможности или невозможности проведения реформ, то, как показывает практика, российские власти не торопились с их проведением и при самой благоприятной конъюнктуре.

Третий сценарий - "Конец спокойного бездействия" - носит не столько экономический, сколько общественно-политический характер. В соответствии с его условиями, мировые цены на сырьевые товары остаются неизменными, что позволяет государству не спешить со сменой экономической политики. Однако катализатором реформ в этой ситуации должно стать само общество, недовольное неэффективностью государства даже при высоких доходах. Данный сценарий характерен тем, что кажется исключительно правдоподобным в своей первой части и абсолютно нереальным во второй.

Совершенно очевидно, что сложившаяся в России система является абсолютно самодостаточной. Государственная, общественная и бизнес-элита прекрасно приспособилась к существованию в условиях сырьевой экономической модели и не имеет никаких стимулов к переменам. Подавляющее большинство населения также устраивает сложившееся в их понимании "стабильное благоденствие". Все это практически исключает какие-либо инициативы перемен, исходящие от общества, вполне удовлетворенного текущим положением дел.

Единственной ситуацией, когда недовольство и требование реформ в условиях нефтяного достатка может возникнуть снизу - это ситуация, когда власть потеряет контроль за процессом "феодализации" элит. Определенная часть населения действительно весьма нервно реагирует на растущее неуважение сильных мира сего к простым гражданам, выражающееся в произволе силовиков, запредельной коррупции на низовых уровнях, демонстративном потреблении и т.п.

Впрочем, и в этом случае действенный "низовой" протест, способный подвигнуть власти на какие-то изменения столь комфортной для них ситуации, если и будет сформирован, то произойдет это достаточно не скоро.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей