Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото из архива ИТАР-ТАСС |
О том, что в ЖКХ происходит что-то неладное, говорится давно, но население относилось к этому довольно пассивно. Нет, конечно, возмущались. Плохой работой дворника или всей управляющей компании. Или правлением ТСЖ, которое выбрали отнюдь не жильцы. Не секрет, что в большинстве новостроек власть захватывает компания застройщика, а в домах старой постройки – компании, связанные с местными чиновниками: ведь в них чаще всего большая часть площадей принадлежит муниципалитетам. Однако все это воспринималось, скорее, как отдельные случаи. Теперь же все чаще недовольство вызывает вся выстроенная система.
Когда в начале нулевых было принято повышать тарифы на коммунальные услуги с опережением инфляции, то аргументами была непростая ситуация в этой сфере. Все 90-е гг., в период гиперинфляции, не только искусственно тормозились тарифы, но и неплатежи потребителей негласно воспринимались снисходительно. Достаточно вспомнить, что именно тогда была отменена советская практика начисления пени за несвоевременную уплату коммунальных платежей. Только во второй половине 90-х платежная дисциплина стала восстанавливаться – прежде всего, Анатолием Чубайсом, бывшим тогда главой РАО "ЕЭС", регулярно "отключавшим рубильник" особо злостным неплательщикам. Между тем коммунальная инфраструктура была заброшена еще в конце 80-х. Не удивительно, что через 15 лет ее состояние внушало серьезные опасения.
В общем, идея на тот момент казалось здравой: контролируемое повышение стоимости услуг ЖКХ для того, чтобы восстановить инфраструктуру и наладить нормальное рыночное ценообразование. Жаль, что это было невозможно.
Сфера "коммуналки", прежде всего, в том, что касается снабжения электроэнергией, водой, газом и т.д., не может быть полностью конкурентной по чисто техническим причинам. Невозможно же вести по несколько труб, проводов и проч. в каждый дом и каждую квартиру. Поэтому-то в большинстве развитых стран есть специальные механизмы, препятствующие злоупотреблению поставщиками коммунальных услуг своим монопольным положением. В России, где централизация этой сферы гораздо выше, такие механизмы тем более должны были быть выстроены с опережением. Увы, нужно признать, наши антимонопольные органы и сегодня не сильно давят на распоясавшихся коммунальщиков.
Вот и результат: то там, то здесь вспыхивают скандалы с махинациями в "коммуналке". Не удивлюсь, что когда кто-нибудь сможет подсчитать деньги, крутящиеся в здесь, то выяснится, что доходность должности управдома сегодня уже мало отличается от доходности, скажем, торговли наркотиками.
Это не пустые слова. Знакомые, поставив счетчики, выяснили, что за холодную воду они переплачивали в 8 раз, за отопление – в 11 раз, а за горячую воду – в 15 раз. После чего подсчитали, что только с их дома УК таким образом могла получать по 500 тыс. руб. незаконной прибыли (которую легко присвоить, кстати). Полмиллиона в месяц с одного дома. А таких домов у УК – двадцать.
Думаю, такие подсчеты сейчас ведут многие – слишком уж велики стали коммунальные платежи. Так, один из знакомых, имеющий квартиру в Германии, с возмущением рассказывал, что там он платит €300 за дом такого качества, которое у нас называют элитным. А в подмосковном городе за квартиру аналогичной площади в новостройке экономкласса с неубранными тротуарами и крысами в мусоропроводе он платит сравнимые 11 тыс. рублей.
И знаете, эти жалобы очень скоро могут быть услышаны. В отличие от попавшего под горячую руку сердюковского "Оборонсервиса", сектор ЖКХ слабо связан с федеральными властями, а значит, особых лоббистов у него там нет. Конечно, есть "Газпром", на высокие тарифы которого кивают те же коммунальщики и энергетики. Но с этой задачей, думаю, власти справятся, когда поймут, что антикоррупционная борьба с коммунальщиками – одно из наиболее горячо ободряемых населением действий.
Опрос: Вы сталкивались с махинациями в коммунальных платежах?
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт