Россия показала миру свою уязвимость

Из выступления Медведева в Давосе участники форума так и не смогли понять, готово ли российское государство к серьезным шагам в области экономики


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Завершившийся на минувшей неделе в швейцарском Давосе Всемирный экономический форум (ВЭФ) не принес особых сенсаций, сохранив за собой присвоенный ему экспертом Дэвидом Роткопфом титул "фабрики, где изготавливают общепринятые истины". Ответов на давно мучившие всех вопросы - когда закончится глобальный экономический кризис, каковы окажутся его последствия и как будет выглядеть новая экономическая модель - на форуме, конечно же, не прозвучало.

Слабым утешением можно считать умеренно оптимистические прогнозы, которые озвучили некоторые спикеры. Несмотря на сложные условия, в наступившем году мировая экономика все-таки будет демонстрировать рост, а не скатится в общую рецессию, полагают многие эксперты. Так, согласно итоговому заявлению директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард, восстановление темпов мирового экономического роста будет "очень хрупким и скромным в 2013 году". При этом глава МВФ призвала руководителей основных развитых государств не расслабляться, чтобы не поставить под угрозу и его. В первую очередь, это относится к лидерам европейских государств, от действий которых, возможно, будет зависеть все будущее мировой экономики.

Порадовал собравшихся и глава Европейского центрального банка Марио Драги, заявивший о том, что европейская экономика начнет восстанавливаться во второй половине текущего года, что подтолкнуло вверх котировки единой европейской валюты.

С другой стороны, сознание участников форума также было подвергнуто массированной атаке со стороны пессимистов, высказавших прямо противоположные прогнозы. К числу наиболее пессимистичных предсказаний можно отнести слова бывшего вице-премьера РФ и министра финансов Алексея Кудрина и главы Сбербанка Германа Грефа.

По мнению Кудрина, неприятности не близятся к завершению, а лишь только начинаются. Резкое ухудшение ситуации произойдет уже к середине - концу нынешнего года. При этом зона евро окажется под угрозой, заметил экс-министр финансов.

Не преминул поделиться негативными мыслями о судьбе единой европейской валюты и Греф. "Я не верю в будущее еврозоны, я не понимаю, как можно изменить за десять лет страну, которая 180 лет жила в другой парадигме", - сказал глава Сбербанка России.

Неопределенности в общий прогноз, на этот раз с точки зрения финансовых рынков, добавил и известный финансист Джордж Сорос. Эксперты и инвесторы до сих пор слабо понимают ситуацию на финансовых рынках, заявил он. По словам гуру, подобная тенденция сохраняется, даже несмотря на то что после кризиса 2008 г. из оборота были изъяты наиболее сложные и неоднозначные финансовые инструменты.

Во время кризиса прежняя теория функционирования рынка бесповоротно рухнула, - считает Сорос. Самое же опасное, по его мнению, заключается в том, что сегодня мы действительно не имеем полноценного понимания того, как работают финансовые рынки. "Сегодня у нас внедрены синтетические инструменты, изобретены деривативы, эффект от работы которых мы не можем полностью понять", - посетовал финансист.

Что касается России, то после отсутствия ее высокопоставленных представителей на прошлом Давосе, нынешнее представление страны на форуме оказалось, мягко говоря, невыразительным, если не сказать провальным. Для первых лиц государств главная цель участия в ВЭФ - показать свою страну в наилучшем свете перед регулярно собирающимися на форуме инвесторами. За редким исключением в Давосе не принято непосредственно заключать сделки. Обладатели капиталов собираются здесь, прежде всего, для того, чтобы понять, что на данный момент происходит в той или иной стране, куда ведут ее ее руководители и стоит ли инвестировать в нее деньги.

Представляющий Россию на ВЭФ Дмитрий Медведев, похоже, так и не сумел сыграть по отведенным правилам, сведя разговор к политическим темам, преимущественно, внутреннего плана. Из выступления российского премьера большинству собравшихся так и не удалось понять, готово ли российское государство к серьезным шагам в области экономики, обусловленным стремительно меняющейся экономической ситуацией в мире. Выступлению Медведева предшествовало объявление трех пессимистичных и довольно спорных прогнозов возможного развития России в обозримой перспективе. Однако вместо взвешенного комментария и уверений, что российские власти держат руку на пульсе и готовы к реформам, премьер ушел от прямого развернутого ответа, заявив лишь о несогласии с прогнозами.

Нельзя исключать, что после этого у многих слушателей возникло ощущение, что глава российского правительства либо чего-то не договаривает, либо не совсем понимает, что от него хотят услышать. О том, какой эффект произвело на участников форума выступление Медведева, свидетельствуют публикации в иностранной прессе. В Давосе Россию сочли уязвимой, написала французская Le Monde. Отвечая на вопрос, куда идет Россия, Дмитрий Медведев пытался показать, что Россия - земля обетованная для инвесторов, добавила газета.

В то же время, в прямое противоречие этому вступают тезисы озвученного на форуме экспертного доклада, авторы которого придерживаются совершенно иного мнения. По их словам, если Россия не возьмется за реформы, то ее ждет тупик. Однако никаких четких шагов российских властей и реформ Медведев никому так и не пообещал. И это при том, что 80% участников форума сочли, что для России главным приоритетом должна стать борьба с коррупцией.

Таким образом, общий итог завершившегося давосского форума можно охарактеризовать так: мир устал от вялотекущего экономического кризиса и надеется на его постепенное завершение. Правда, при этом пока никто не может сказать, что послужит поводом этому завершению, потому как причины этого самого кризиса до сих пор не устранены.

Судьба экономики Европы и евро также выглядит совершенно неопределенной. Гарантировать, что в наступившем году единую европейскую валюту не постигнет крах, не может сегодня никто. Что касается России, то ее дальнейшие перспективы видятся участникам форума отнюдь не радужными. Более всего инвесторов интересуют вопросы борьбы с коррупцией, обеспечения безопасности ведения бизнеса, а также проведения ряда модернизационных действий в самой экономике. Российские власти, в свою очередь, к каким-либо шагам в этом направлении, похоже, не готовы.

Выбор читателей