Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Сергей Иванов (слева) и Владимир Путин. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
В свое время блогосфера изрядно повеселилась, проследив это нестандартное словосочетание, неожиданно возникшее в тексте послания президента Федеральному собранию, до письма к трудящейся молодежи революционерки Александры Коллонтай "Дорогу крылатому Эросу!", в котором она пропагандирует идеалы пролетарской любви. Впрочем, спичрайтеры главы государства наверняка откопали это редкое сочетание где-нибудь в другом месте – например, в речи Патриарха Кирилла, использовавшего его в аргументации против автокефалии украинской церкви.
На самом деле не так важно, что именно было источником заимствования – речь Патриарха, рассуждения Коллонтай или выступление главы собственной администрации. Проблема в том, что любой мессидж власти обществу сводится к набору штампов, более или менее подходящих случаю. Подлинность ощущается разве что в эмоциональных оговорках – "жевать сопли", "мочить в сортире" или "дубиной по башке отоварили".
И спичрайтеры тут, по большому счету, ни при чем. Привязанность российских лидеров к штампам – не только стилистическим, но и смысловым – неизбежна, поскольку вызвана отсутствием в текстах реального содержания. Точнее, содержание это довольно примитивно и сводится к основному постулату: нам нужна стабильность, и лишь бы не было войны. Ну а сколько, в самом деле, можно сыграть вариаций на тему "лишь бы не было войны"? Приходится повторяться.
Обвинение в плагиате способно сломать карьеру самому успешному политику – например, министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг, погорев на списывании, потерял не только ученую степень доктора юриспруденции, но и был вынужден подать в отставку. Но не в России – здесь такие вещи никого не удивляют. Судя по разразившемуся недавно "диссертационному скандалу", российские чиновники регулярно испытывают дефицит оригинальных идей и компенсируют его "копипастой".
В плагиате, напомним, уличили директора Специализированного учебно-научного центра МГУ Андрея Андриянова. Лидер Студенческого союза МГУ принял активное участие в избирательной кампании Путина, а сразу после выборов был назначен на занимаемую должность, вот только учащиеся центра этому не обрадовались. Они и обратили внимание на то, что автореферат диссертации и опубликованные Андрияновым научные статьи отсутствуют в библиотеках.
Комиссия Минобрнауки в процессе расследования обнаружила, что Андриянов не один такой. Выяснилось, что уважаемый вуз – Московский педагогический госуниверситет – превратился в настоящую фабрику по изготовлению липовых диссертаций: уже нашли 24 штуки. Но, несмотря на разразившийся скандал, руководство МГУ выступило с заявлением, что в компетентности Андриянова не сомневается.
И правильно, незачем сомневаться. В диссертации Владимира Мединского блогеры также находили большое количество совпадений с чужими текстами – и это не помещало ему занять пост министра культуры. Еще один громкий скандал разгорелся вокруг трудов депутата-единоросса, заместителя председателя комитета по образованию Владимира Бурматова. Особую пикантность ситуации придавало то, что депутат был зампредом комитета по образованию.
Такое вот "размывание духовных основ". На этом фоне фраза, позаимствованная одним кремлевским копирайтером у другого, вряд ли может кого-то всерьез озадачить.
Президент оказался с изюминкой