Закат Европы устроят молодые

Десятилетиями отлаженная схема жизни среднестатистического европейца – хорошее образование, успешная карьера, семья – дает сбой. Это грозит девальвацией прежних ценностей


Безработные в Испании. ФОТО: AP



Безработица в еврозоне растет устрашающими темпами – на 1,2% в месяц. В январе, по данным Eurostat, она достигла рекордной отметки 11,9%. Это самый высокий показатель с тех пор, как показатель начали рассчитывать в 1995 г., отмечает Bloomberg.

Хуже всего дела обстоят в Испании: самый высокий уровень безработицы в еврозоне – 26,2% по состоянию на январь. По последним данным Министерства труда и Национального бюро статистики, в феврале оказались не у дел свыше пяти миллионов трудоспособных испанцев - только в службе занятости зарегистрировались почти 60 тысяч неработающих граждан. В 2012 г. работу потеряли более 328 тысяч человек.

Наиболее благоприятная ситуация в Австрии – в январе без работы сидели всего 4,9% экономически активных граждан страны. Относительно благополучной на фоне соседей выглядит Германия – 5,3%. Уровень безработицы в Италии в январе вырос до 11,7%, французская безработица повысилась до 10,6%.

На фоне общей безработицы особенно удручает огромное число незанятых среди тех, кому около двадцати или немногим больше. По еврозоне в целом безработица среди молодежи достигла 24,2%, а в Греции и Испании она выросла, соответственно, до 57,6% и 55,5%. В Италии этот показатель составляет 36,6%. Но самое печальное в том, что даже надежды на улучшение ситуации текущее положение дел в регионе не внушает. Нынешняя безработная молодежь и в последующие пять лет с трудом сможет найти постоянную работу. Согласно прогнозу Международной организации труда, безработица среди молодежи в 2017 г. в Испании будет составлять более 50%, в Италии и Греции - более 30%.

Это дает повод говорить о том, что в кризисных странах Европы появляется так называемое "потерянное поколение", полагают некоторые эксперты. Проблема заключается в том, что даже небольшой период отсутствия работы в начале карьеры негативно сказывается на профессиональном развитии, поясняет экономист Эккехард Эрнст из Международной организации труда в интервью Handelsblatt Online. "Карьерные шансы падают, зарплата становится ниже, условия труда хуже", - отмечает он. При этом фиаско европейской молодежи на рынке труда в большинстве случаев связано вовсе не с недостаточным уровнем квалификации, а с дефицитом рабочих мест и отсутствием опыта работы, который и получить-то, оказывается, негде. И никакое образование не гарантирует возможности разорвать этот замкнутый круг.

В итоге десятилетиями отлаженная схема жизни среднестатистического европейца – хорошее образование, успешная карьера, семья – дает сбой. Зачем тратить силы на учебу, если применить полученные навыки все равно будет негде? Зачем создавать семью, если нет уверенности в том, что сможешь ее прокормить? Зачем вообще что-то делать и к чему-то стремиться, если успех маловероятен, и твой удел – социальная изолированность и бедность? Это грозит девальвацией прежних ценностей. Что придет им на смену, и какие заповеди передадут представители "потерянного поколения" своим потомкам – можно только гадать.

Трагедия массовой безработицы и ее риски недооцениваются, предупреждает премьер-министр Люксембурга, бывший глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер. Но позволит ли понимание этой проблемы на самом высоком политическом уровне избежать катастрофы? Пока, как и во всех других аспектах европейского кризиса, эффективных рецептов выхода из ситуации никто предложить не может.

Очевидно одно: проблемы у Европы уже не только экономические и политические, но и культурологические. Сегодня вряд ли кто-то возьмется предсказать, какой она будет через 15 – 20 – 50 лет. Конечно, эксперты призывают не драматизировать ситуацию. Но в будущее Европа явно глядит с тревогой.

Выбор читателей